Выдающийся пейзажист, замечательный театральный художник, архитектор и музыкант. Раскрыл свои таланты во многих областях искусства. Развил систему пленэрной живописи. Его произведения "Бабушкин сад", "Московский дворик", "Христос и грешница" принесли ему всеобщее признание.
"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит" - так художник написал в одном из писем.
Большое влияние на маленького Поленова оказала его бабушка, В. Н. Воейкова. Она хорошо знала русскую историю и народное творчество, и всячески поощряла увлечение живописью своих внуков.
Так как без университетского образования его семья не смыслила его дальнейшей жизни, то Поленову пришлось поступать в Петербургский университет на физико-математический факультет, но не доучившись поступает в Академию живописи.
В 27 заканчивает учёбу и едет в заграничную поездку, но он ещё не сложился как художник, это и делает его более "открытым" для всего нового.
В своей поездке Василий Дмитриевич открывает для себя много нового, особенно его поразило разнообразие стилей во Франции, а от Италии остался разочарован, так как ожидал много большего.
Сам Рим... какой-то мёртвый, отсталый, отживший... - делился своими наблюдениями Поленов с Репиным.
Итогом изыскания художника за границей стало то, что его взоры безраздельно обратились к пейзаж.
После своей поездки, Поленов отправляется добровольцем на сербско-турецкий фронт. За участие в боях и проявленную храбрость был награждён медалью "За храбрость" и "Таковский крест"
После войны возвращается в Россию, где создаёт поистине уникальные работы. Мастерство пленэрной живописи позволило добиться полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности.
Есть ещё одна область общественной деятельности, в которую Поленов внёс большой и значительный вклад. Это - его преподавательская работа или, вернее, воспитание им молодого поколения художников.
По отзывам учеников, Поленов внимательнейшим образом объяснял каждому его промахи и недостатки, тут же показывал сам, как надо писать, призывал всех неустанно наблюдать и учиться у натуры. Большое значение Поленов придавал овладению техникой живописи, умением добиваться красоты колористических решений, чистоты и звучности красок, повышения их светосильности на основе использования закона соотношения тонов.