Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Американские подводные лодки на Балтийском и Чёрном морях

Тут же поясню для настороживших ушки - американского производства, но послужили они славно, со времён Первой мировой войны до 50-х годов ХХ века и неплохо себя показали во время Отечественной войны, несмотря на возраст.

Занимательна сама история их появления. Немцы уже в самом начале Мировой войны доказали, что подводные лодки - весьма полезная вещь для прореживания вражеских флотов. Все возжелали иметь их как можно больше, но собственное производство не могло удовлетворить возникшую потребность. А за океаном посиживал добрый дядюшка Сэм, в войне пока не участвовавший, при этом заработать на ней он был совсем непрочь.

Но тут маленькая проблема. Во время Гржданской войны в США Британия, в ней не участвовавшая, построила несколько кораблей для конфедератов, нанёсших северянам большой ущерб. Янки добились третейского суда по этому вопросу (Женевский трибунал 1872 года) , который обязал англичан выплатить Северо-Американским Штатам 15 млн. тогдашних долларов штрафа и дал понять, что во избежание повторения таких расходов другими нейтральными странами, им следует воздерживаться от передачи или постройки кораблей для стран воюющих.

А что самое интересное - янки выкатили претензии в сумме аж 2 млрд. или отдавайте Канаду, бывшую британским доминионом! Но это дело у них не выгорело, иначе и подводными лодками они бы торговать не смогли. И вот почему. Поскольку Канада оставалсь британским доминионом, джентльмены приняли изящное решение - строить лодки в США, но окончательную сборку производить в Канаде, а поскольку она была частью воюющей британской империи, то требования Женевского трибунала формально выполнялись.

Помимо Британии, Италии и Чили, эти лодки были предложены и России компанией "Электрик боут компани". Строились они на её филиале в канадском Ванкувере, потом разбирались и морем доставлялись во Владивосток, откуда по железной дороге одна партия отправилась на Балтику, а вторая на Чёрное море.

Назывались они АГ - "Американский Холланд". Вид с другого ракурса:

-2

А так они выглядели изнутри. Торпедный отсек:

-3

Машинный отсек. Дата съёмки в нижнем левом углу:

-4

Гирокомпас Сперри:

-5

А это бравые британские подводники на лодке данного типа:

-6

Лодка имела длину корпуса 45, 7м, ширину 4,8м, разделена на четыре отсека, водоизмещение подводное 520 тонн, надводное 320. Скорость под водой при максимальной нагрузке в течении часа 10,5 узлов, в режиме экономхода 5 узлов, на поверхности 13. Четыре торпедных аппарата калибра 450 мм, восемь торпед, артиллерийское вооружение имело варианты. Под водой могла пройти 100 миль, в надводном положении около 2700. Команда 32 человека.

Очень даже неплохо, не так ли? Судьба их сложилась по-разному. На Балтике они получили обозначения от АГ-11 до АГ-15. Чуть позже АГ-13 на всякий случай переименовали в АГ-16. Несколько раз успели совершить боевые выходы, правда, безрезультатно, при этом АГ-14 не вернулась из своего четвёртого боевого похода. В 2003 году её обнаружили шведские водолазы на глубине 100 метров, причём из глубокого ила видны только 12 метров корпуса. На ней погибли 34 человека во главе с командиром, лейтенантом фон Эссеном, сыном бывшего командующего Балтийским флотом. Остальные лодки этого типа были взорваны в апреле 1918 года на полуострове Ханко, чтобы воспрепятствовать их захвату германскими войсками.

Судьба черноморских "американок" была разнообразной и продолжительной. Здесь они имели обозначения от АГ-21 до АГ-26, но названия менялись ещё неоднократно, мы за этим проследим.

Возьмём для начала АГ-21. Она была спущена на воду в октябре 1917 года. Казалось бы революция, не до лодок было. Но нет, работы по достройке продолжались. В феврале 1918-го, после ввода в строй, над ней был поднят красный флаг большевиков. 30 апреля - флаг украинской Рады. 4 мая - германский. В ноябре 1918-го захвачена англо-французскими интервентами, в том же месяце вошла в состав морских сил белогвардейцев. 26 апреля 1919 года перед уходом интервентов выведена на рейд и по приказу англичан затоплена.

В 1928 году её подняли, причём состояние корпуса оказалось лучше таких же лодок, находившихся на плаву (!). Через два года после восстановительного ремонта вошла в состав Черноморского флота. В 1931-м получила название "Металлист", в том же году была протаранена эсминцем "Фрунзе" и вновь затонула. Погибло 24 члена её команды, девятерым удалось спастись.

Снова подняли, отремонтировали. В 1934 году стала называться А-5. Под этим названием участвовала в Великой Отечественной войне, достаточно успешно. Вообще-то это тема отдельной статьи. Достаточно упомянуть, что в марте 1945 года она стала Краснознамённой. Но пришёл наконец и её срок. последнюю службу на флоте она несла как плавучая зарядовая станция. И только в 1955 году исключена из списков и пошла на металлолом. Для того, чтобы сохранить её как реликвию подводных сил Чёрного моря, ума ни у кого из начальства не хватило.

АГ-22 собиралась в Николаеве несмотря на все революционные перипетии. В августе 1919 года вошла в состав белогвардейского Черноморского флота. Несла сторожевую службу. В ноябре 1920 года была уведена в Стамбул и далее в тунисскую Бизерту. В 1921 году прошла ремонт, а потом мирно ржавела у причала. В 1924 году её собрались было вернуть на родину, но дело не срослось и в 1933 году её порезали на металлолом.

АГ-23 в 1919 году находилась на стапелях в Николаеве в 70% готовности. 1 июня 1920 года спущена на воду и вроде бы получило название "АГ-23 имени товарища Троцкого". Но есть разночтение, другие источники указывают, что это имя получила АГ-25. Эта лодка была первой, на которой был поднят советский флаг после спуска на воду. Уже в октябре стала совершать боевые выходы, что оказало серьёзное влияние на врангелевский флот, обстрелы Одессы и Очакова стали гораздо реже.

Поскольку 31 августа на Балтике подводная лодка "Пантера" отправила на дно британский эсминец "Виттория", англичане сильно возбудились и направили советскому правительству ноту о том, что британским кораблям отдан приказ атаковать советские подлодки при встрече с ними.

В ответ 27 февраля 1921 года АГ-23 у берегов Кавказа атаковала французский эсминец. Поскольку товарищ Троцкий оказался сволочью, в октябре 1921 года её переименовали в ПЛ-16, в 1922 - в "Незаможный", а в 1923-м она стала носить название "Шахтёр". Кстати, именно в это время она несколько раз ходила в Турцию, перевозя дипломатическую почту и сотрудников ̶Н̶К̶В̶Д̶ НКИД. а далее - учения, походы, посадки на мели и столкновения с надводными кораблями, обычная рутина. В 1934 году стала называться А-1. В июне 1941 года она находилась в капитальном ремонте в полуразобранном состоянии. Восстановить её не удалось и при оставлении Севастополя она была взорвана.

АГ-24 начали собирать из привезённых из Америки секций 1 июня 1921 года. Получила название "АГ-24 имени товарища Луначарского". Потом последовательно была "ПЛ-17", "Коммунист", "А-2". Также принимала участие в доставке дипломатических грузов в Турцию. А я думаю, оружие Ататюрку возила :) Далее обычная служба в мирное время. Успела закончить капитальный ремонт в Севастополе в августе 1941 года.

Участвовала в доставке грузов в Севастополь во время его осады, многократно выходила в боевые походы, особых громких побед не имела, утопила пару немецких БДБ. Сама попадала под удары глубинными бомьами и воздушные бомбардировки. После войны использовалась как учебная. В 49-м году её переименовали последний раз, она стала "М-52". В 1950 выведена из состава флота с дальнейшей разукомплектацией и отправкой на металлолом.

АГ-25 вступила в строй 24 мая 1922 года. Конкурирует с А-23 за название именем Троцкого. В итоге стала "Марксистом". Тоже ходила в Турцию по дипломатическим делам. Учения, походы, ремонты. Ни с кем не сталкивалась, на мели не садилась. Это снимок команды А-3 в конце 20-х годов в Южной бухте Севастополя.

-7

В 1934 году переименована в А-3. С началом войны неоднократно совершала бевые походы. 29 мая 1942 года потопила румынский транспорт "Сулина", 3495 брт, гружёный вооружением и овсом для армейских лошадей. В октябре 1943 года погибла по до конца не установленным причинам - подрыв на мине, атака противолодочного корабля противника, техническая неисправность. Каждый вариант имеет свои "за" и "против", как и бывает обычно в таких случаях. С лодкой не вернулись домой 33 члена экипажа.

АГ-26 называлась первоначально "АГ-26 имени товарища Каменева", потом безлико ПЛ-19, в 23-м году стала "Политработником", в 34-м "А-4". Вступила в строй в июле 1923 года. Обычная служба в мирное время, в 1942 году неоднократно совершала походы в Севастопль, перевозя оружие и продовольствие, а обратно возвращаясь с эвакуированными. Год простояла в капитальном ремонте. Во время дальнейшей боевой службы побед не одержала. После войны год побыла учебным судном, в 1947-м выведена из состава флота и отправлена на металлолом.

Другие статьи по истории подводных лодок:

Как спасались с подводных лодок в старое время

Случаи, когда подводная лодка погибла, а её командир - нет. И наоборот

Подводные лодки, которые называли "зажигалками"

Как советская подлодка американскую на рога подняла