Ansible один из двух (наряду с SaltStack) наиболее популярных программных комплексов третьей волны, которые позволяют удалённо управлять конфигурациями. Тем не менее, в сегменте сетевого оборудования лидирует наш сегодняшний герой (если о ПО можно так сказать). В первую очередь это вызвано тем, что Ansible не поставит перед пользователем задачи устанавливать агент на хостинги, требующие от него управления. Тем паче ежели Ваш аппарат взаимодействует с ними через CLI, то Ansible это то, что доктор прописал.
ОДНИМ ВЫСТРЕЛОМ ТРИ "ЭЛЕКТРОННЫХ ЗАЙЦА"
Вообще, прежде чем знакомить уважаемых читателей со сценарием работы в данном программном комплексе, позвольте перечислить несколько его достоинств:
- Ansible позволяет параллельно подключать по SSH к устройствам (пользователь может сам определить их число).
- Ansible может передавать задачи на подключённые машины.
- Ansible способен разбивать машины, входящих в систему, на подгруппы и передавать специальных задачи для каждой подгруппы.
Конечно, указаны не все достоинства Ansible. Просто в данных 3 пунктах, как мне кажется, отражена основная суть работы в данной среде. Выполняя эти три задачи, система автоматически освобождает Вас от головной боли по делегированию задач и функций в компании. Время деньги, как говорится.
СЦЕНАРИИ
Ну и переходим к основному блюду нашего материала - сценариям (playbook). Они состоят из двух частей набора команд для выполнения (play) и конкретных команд (task). Они выполняются друг за другом.
Все записи данных осуществляются с помощью YAMLа. К несомненным плюсам его использования следует отнести то, что он гораздо лучше воспринимается людьми, нежели тот же самый JSON. Ежели Вы больше привыкли Вы к Python, то тут у Вас не возникнет проблем с адаптацией, так как синтаксис у них схожий.
А вот так происходит процесс написания сценария (комментарии даны построчно к выводу):
- Имя сценария обязательный элемент для любого сценария;
- Сценарий применяется к машинам в подгруппе cisco-routers;
- Выключение режима сбора событий в конкретной машине (если не выключить данный режим, то система потратит много времени на решение ненужных задач);
- В разделе task указывается список команд для каждого конкретного случая;
После чего происходит выполнение команды:
PLAY [Run show commands on routers] ***************************************************
TASK [run sh ip int br] ***************************************************************
changed: [192.168.100.1]
changed: [192.168.100.3]
changed: [192.168.100.2]
TASK [run sh ip route] ****************************************************************
changed: [192.168.100.1]
changed: [192.168.100.3]
changed: [192.168.100.2]
PLAY [Run show commands on switches] **************************************************
TASK [run sh int status] **************************************************************
changed: [192.168.100.100]
TASK [run sh vlans] *******************************************************************
changed: [192.168.100.100]
PLAY RECAP ****************************************************************************
192.168.100.1 : ok=2 changed=2 unreachable=0 failed=0
192.168.100.100 : ok=2 changed=2 unreachable=0 failed=0
192.168.100.2 : ok=2 changed=2 unreachable=0 failed=0
192.168.100.3 : ok=2 changed=2 unreachable=0 failed=0
И запускаем проверку выполнения команд:
SSH password:
PLAY [Run show commands on routers] ***************************************************
TASK [run s hip int br] ***************************************************************
Changed: [192.168.100.1] => {“changed”: true, “rc”: 0, “stderr”: “Shared connection
To 192.168.100.1 closed.\r\n”, “stdout”: “\r\nInterface IP-Address
OK? Method Status Protocol\r\nEthernet0/0 192.
168.100.1 YES NVRAM up up \r\nEthernet0/1
192.168.200.1 YES NVRAM up up \r\nLoopback0
10.1.1.1 YES manual up up \r\n”, “stdout_lines
“: [“”, “Interface IP-Address OK? Method Status
Protocol”, “Ethernet0/0 192.168.100.1 YES NVRAM up
up “, “Ethernet0/1 192.168.200.1 YES NVRAM up
up “, “Loopaback0 10.1.1.1 YES manual up
up “]}
А ЧТО ВНУТРИ?
А теперь поговорим о начинке сценария. Основу составляют переменные. Это могут быть данные о машине, выводы команд, а также их можно вводить вручную.
Главное не забывать правила написания имён. Их всего два:
- имена всегда должны состоять из букв, цифр и нижнего подчёркивания;
- имена всегда должны начинаться с буквы.
Переменные могут быть определены разными способами:
Инвентарным файлом
[cisco-routers]
192.168.100.1
192.168.100.2
192.168.100.3
[cisco-switches]
192.168.100.100
[cisco-routers:vars]
ntp_server=192.168.255.100
log_server=10.255.100.1
PLAYBOOKом
-name: Run show commands on router:
hosts: cisco-routers
gather_facts: false
vars:
ntp_server: 192.168.255.100
log_server: 10.255.100.1
tasks:
-name: run sh ip int br
raw: s hip int br | ex unass
-name: run s hip route
raw: sh ip route
Специальными файлами, созданными для групп:
[cisco-routers]
192.168.100.1
192.168.100.2
192.168.100.3
[cisco-switches]
192.168.100.100
Или группами каталогов
|– group_vars _
| |– all.yml |
| |–cisco-routers.yml | Каталог с переменными для групп устройств
| |–cisco-switches.yml _|
|
|–host vars _
| |–192.168.100.1 |
| |–192.168.100.2 |
| |–192.168.100.3 | Каталог с переменными для устройств
| |–192.168.100.100 _|
|
|–myhosts | Инвертарный файл
Команда register позволяет сохранять результаты выполнений модулей в переменные. После чего переменная может быть использована в шаблонах, принятиях решений о выполнении заданного сценария.
---
- name: Run show commands on routers
hosts: cisco-routers
gather_facts: false
tasks:
-name: run s hip int br
raw: s hip int br | ex unass
register: sh_ip_int_br_result
---
debug отображает информацию в стандартном потоке вывода в виде произвольной строки, переменной или фактах о машине.
---
- name: Run show commands on routers
hosts: cisco-routers
gather_facts: false
tasks:
-name: run s hip int br
raw: sh ip int br | ex unass
register: sh_ip_int_br_result
-name: Debug registered var
debug: var=sh_ip_int_br_result.stdout_lines
После чего результатом работы станет следующее:
SSH password:
PLAY [Run show commands on routers] ***************************************************
TASK [run sh ip int br] ***************************************************************
changed: [192.168.100.1]
changed: [192.168.100.2]
changed: [192.168.100.3]
TASK [Debug registered var] ***********************************************************
ok: [192.168.100.1] => {
“sh_ip_int_br_result.stdout_lines”: [
“”,
“Interface IP-Address OK? Method Status Protocol”,
“Ethernet0/0 192.168.100.1 YES NVRAM up up “,
“Ethernet0/1 192.168.200.1 YES NVRAM up up “,
“Loopback0 10.1.1.1 YES manual up up “
]
}
ok: [192.168.100.2] => {
“sh_ip_int_br_result.stdout_lines”: [
“”,
“Interface IP-Address OK? Method Status Protocol”,
“Ethernet0/0 192.168.100.1 YES NVRAM up up “,
“Ethernet0/2 192.168.200.1 YES NVRAM administratively down down “,
“Loopback0 10.1.1.1 YES manual up up “
]
}
ok: [192.168.100.3] => {
“sh_ip_int_br_result.stdout_lines”: [
“”,
“Interface IP-Address OK? Method Status Protocol”,
“Ethernet0/0 192.168.100.3 YES NVRAM up up “,
“Ethernet0/2 192.168.200.1 YES NVRAM administratively down down “,
“Loopback0 10.1.1.1 YES manual up up “,
“Loopback10 10.255.3.3 YES manual up up “
]
}
PLAY RECAP ****************************************************************************
192.168.100.1 : ok=2 changed=1 unreachable=0 failed=0
192.168.100.2 : ok=2 changed=1 unreachable=0 failed=0
192.168.100.3 : ok=2 changed=1 unreachable=0 failed=0
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Можно ещё долго приводить примеры работы в системе, но ещё один факт так сказать "вишенка на торте". К плюсам Ansible следует отнести и то, что заданную команду система может выполнять практически до бесконечности. Пока не наступит требуемый результат трансформации не прекратятся. Пользователю можно не беспокоиться - программа сама всё сделает за Вас, а Вы можете заниматься другими делами.