В конце 1870-х годов работы ученых астрономов, предполагавших существование инопланетной жизни, получили широкую популярность и общественный резонанс. Эти гипотезы быстро переродились в художественное творчество. А с выходом в 1898 г. книги Герберта Уэллса "Война миров" сюжет вторжения инопланетян на планету Земля стал одним из самых значимых и популярных сюжетов как в литературе, так и в кинематографе.
Уже в 1902 году Жорж Мельес снял "Путешествие на луну", в котором показано столкновение человечества и внеземных существ.
Одной из самых известных лент немого кино об инопланетянах является советский фильм "Аэлита" 1924 г., режиссера Якова Протазанова.
На заре своего рождения кинематограф активно использовал литературные источники для своих сценариев. Истории об инопланетянах не остались в стороне, хотя фантастика о инопланетном разуме не была излюбленным сюжетом для экранизаций вплоть до 1950-х годов.
Популярность истории сражений между людьми и внеземными расами приобрели именно в этот период сразу по трем причинам.
Во-первых, именно тогда кинематограф усвоил множество способов создавать сложные декорации, костюмы, грим и спецэффекты, что позволило делать действительно зрелищные фантастические фильма.
Во-вторых, после окончания Второй мировой войны темы противоборства добра и зла оставались актуальными и требовали осмысления. Фильмы про инопланетян стали удобной метафорой.
В-третьих, разразившаяся Холодная война превратилась в гонку вооружения и стремительного освоения космоса двумя сверхдержавами. Естественно, космическая тематика приобрела бешеную популярность.
В 1953 году на киноэкранах появилась первая экранизация "Войны миров" Герберта Уэллса.
В подавляющем большинстве фильмов того времени инопланетяне демонстрировались именно как потенциальная угроза жизни на Земле. Фильмы о пришельцах превратились в стереотипный жанр, сюжетные линии которого сводились к угрозе инопланетного вторжения и борьбы человечества за выживание, а также историям о похищении/вселении инопланетян в тело человека. Инопланетяне всегда представали как более развитая технически и ментально раса, обладающая немыслимыми для человека способностями. Наиболее известные примеры это "День, когда Земля остановилась" 1951 г., "Нечто из иного мира" 1951 г., "Вторжение похитителей тел" 1956 г., "План 9 из открытого космоса" 1959 г.
В 1960-х годах полеты в космос стали реальностью, а телевидение и кинематограф заполонили не просто истории о вторжении инопланетян на Землю, а истории о жизни в космосе. Начиная со второй половины 1960-х и вплоть до 1990-х годов англоязычное телевидение было переполнено различными космическими сагами о космических приключениях инопланетян из самых разных планет и галактик. Теперь войны шли не между людьми и пришельцами. Истории о пришельцах разворачивались вне связи с человечеством.
Наиболее яркими примерами являются сериалы "Звездный путь" 1966 г., "Звездный крейсер "Галактика" 1978 г., "Звездная полиция" 1987 г., "Вавилон" 1993 г., "Звездные врата" 1997 г., "Доктор Кто" 1963 г. и огромное количество других.
После выхода "Космической одиссеи 2001" Стэнли Кубрика в 1968 году научная фантастика и истории об инопланетянах перестали быть уделом узкого жанра, а превратились в мейнстримную продукцию, интересующую массового зрителя. Самую большую популярность приобрели фильмы киновселенной "Звездные войны" Джорджа Лукаса 1977 г.
Тема инопланетного разума получила более серьезное осмысление. Пришельцы все чаще стали представать как друзья, хранители и даже основатели человечества. Например, именно такая концепция инопланетянина-защитника лежит в основе фильма "Супермен" 1978 г.
Инопланетный разум стал уподобляться некой "божьей воле", с одной стороны (эта тема раскрыта в фильме "Близкие контакты третьей степени" 1977 г. Стивена Спилберга), а с другой стороны пришельцы, попавшие на планету Земля стали трактоваться как жертвы и существа, нуждающиеся в помощи (как, например, в фильме "Инопланетянин" 1982 г. Стивена Спилберга).
Вместе с развитием сюжетных линий и трансформацией трактовки природы пришельцев, существенно изменялся подход к визуальному изображению инопланетян.
Изначально пришельцы изображались как существа сходные с человеком, но имеющие некоторые особенности - кожа другого цвета, большие глаза, несоразмерные конечности, другая форма головы. Классический образ "зеленого человечка" даже получил научные обоснования. Так называемых "греев" можно увидеть в фильмах "Вскрытие инопланетянина" 2006 г., "Знаки" 2002 г., "Пол" 2011 г. и др.
Так как пришельцы трактовались как угроза человечеству, для придания ему неприятных и зловещих черт, кинематографисты со времен немого кино используют черты различных животных и насекомых, вызывающих у людей неприязнь. Острые зубы, склизская кожа, клешни, чешуя, крылья как у летучей мыши, размножение яйцами и делением - базовая основа для внешности инопланетян в фильмах "Чужой" 1979 г., "Хищник" 1987 г., "Район № 9" 2009 г. и др.
С появлением фильмов, где инопланетяне стали представать как носители высшего миролюбивого разума, пришельцы стали изображаться как существа с идеализированными чертами лица и тела. Высокий рост, длинные шея и пальцы, идеально симметричное телосложение, спокойная и медленная речь - такой "аристократический" образ инопланетян можно увидеть в фильмах "Звездные войны", "Искусственный разум" 2001 г., "Аватар" 2009 г. и др.
К 1990-м годам истории об однообразно выглядящих инопланетянах стали надоедать зрителям. Поэтому с развитием технологий наложения гримма и создания спецэффектов появились самые разнообразные, в том числе комические образы инопланетян, как в фильмах "Люди в черном" 1997 г., "Валериан и город тысячи планет" 2017 г. А образы пришельцев из фильмов 1960-1980 годов стали объектом множества кинопародий. Например, "Марс атакует" 1996 г., "Яйцеголовые" 1993 г., "В поисках галактики" 1999 г.
Современный кинематограф экспериментирует с бесформенными и сложноорганизованными образами инопланетян. Это привносит разнообразие в знакомые сюжеты о пришельцах и стало возможным благодаря развитию компьютерных спецэффектов. Например, "Грань будущего" 2014 г., "Прибытие" 2016 г.
Зачастую инопланетный разум вообще не приобретает в фильмах никакого внешнего выражения, оставаясь недостижимой и непонятной "божественной" силой. Как, например, в фильмах "Солярис" 1972 г., "Интерстеллар" 2014 г.
Мировой кинематограф сегодня благополучно выпускает фильмы, представляющие инопланетян в самых разных образах. Однако пик популярности инопланетных сюжетов остался в прошлом. Большинство новых фильмов с классическим сюжетом о пришельцах трактуются как вторичные, не привносящие ничего нового и собирают негативные отзывы. Как, например, фильмы "Гостья" 2013 г. и "Живое" 2017 г.
А вот фильмы об инопланетянах, перенесенные в плоскость миров с супергероями из комиксов и древних мифов, пользуются колоссальным успехом (киновселенные Marvel и DC). Жители космоса с их внеземными способностями органично интегрировались в мир людей. Грань между землянами, обладающими сверхспособностями и пришельцами из других планет стерта. Теперь зрители не опасаются вторжения инопланетян, не помогают им вернуться на свою планету, а с удовольствием примеряют на себя "шкуру" героев, живущих одновременно и на планете Земля, и в космосе, и в настоящем, и в будущем...
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )