Найти в Дзене

Семейские в художественной литературе. "Семейщина"

Оглавление

Семейские старообрядцы Забайкалья - яркая ветвь древнего русского народа. Такое объяснение часто встречается в туристических справочниках и популярных статьях, гуляющих на просторах интернета. На самом деле семейские - это гораздо более широкое понятие, чем просто и сухо - "ветвь народа". Это уникальная этнографическая и этноконфессиональная группа русского народа, исторические корни, которой уходят вглубь тысячелетий. Это народ, который пронёс традиции своих предков, благодаря несгибаемой воле и твёрдому характеру на протяжении многих веков. Сохранена была старая вера, традиции, культура предков, устои и быт допетровской Руси - в этом бесспорно уникальность и самобытность семейского народа.

Научно-публицистической литературы о семейских написано достаточно много, тогда, как художественной - с точностью до наоборот - крайне мало.

Благодарные потомки русских старообрядцев Забайкалья, которые стали писателями, написали несколько романов о семейских, которыми можно бесконечно зачитываться, перечитывать, и снова перечитывать. Именно читая художественную литературу можно понять, как и чем жили семейские, как трудились и как берегли завещанное предками.

Безусловно - это памятники литературы о семейских, которые будут жить в веках!

Обложка книги 1988 г. издания. Бурятское книжное издательство, г. Улан-Удэ
Обложка книги 1988 г. издания. Бурятское книжное издательство, г. Улан-Удэ

Я продолжаю тему художественной литературы о семейских. В этот раз расскажу о романе потомка семейских крестьян - выходцев из села Никольск Мухоршибирского района Республики Бурятия, родившегося на Дальнем Востоке (г. Николаевск-на -Амуре) - писателя Леонова Александра Андреевича, более известного под псевдонимом Илья Чернев. Годы жизни писателя - 1900-1962. Леонов рано начал писать стихи и рассказы, поступил в Томский университет, но из-за смерти отца не успел получить образование и вернулся в Приморье. Долгое время Леонов работал в журналистике. В разное время судьба забрасывала Александра Адреевича в разные места нашей необъятной страны. Неоднократно посещал он наиболее крупные города Дальнего Востока, проживал несколько лет в Бурятии. Однако, после переезда в Москву, в 1933 году начинает вплотную заниматься литературой и берется за издание незаурядного романа, посвященного своим исконно русским старообрядческим корням - семейским.

Разворот книги, изданной в 1933 г. в издательстве "Советский писатель" (Москва)
Разворот книги, изданной в 1933 г. в издательстве "Советский писатель" (Москва)

Роман "Семейщина" - самое эпичное произведение писателя, - самый главный его труд. Это достоверная и правдивая летопись семейского села Никольск, над которой писатель работал долгие десятилетия с 1931 по 1960 гг.

"Семейщина" - неоднозначное название, заключающее в себе много смыслов, своего рода символ противодействия новизне, патриархальной закостенелости, даже в какой-то степени отсталости, который порожден был семейскими старообрядцами, живущими по заветам и устоям своих предков. Однако это явление характерно не только для старообрядческого общества, оно порождено было жизнью всего русского староверия - а еще шире - всего русского крестьянства, и это не вина, а беда всего крестьянства.

Роман читается с интересом, очень ярко описан быт и уклад семейских, их жизнь на протяжении многих десятков лет (три четверти века). В романе показано, как ведут себя семейские на заре новой зарождающейся жизни - страны Советов, как происходит ломка закостенелого сознания, рушатся устои и самое печальное - теряется многовековая связь поколений.

Обложка одного из изданий романа "Семейщина"
Обложка одного из изданий романа "Семейщина"

В 1933 г. Сибирском книжном издательстве выходит роман «Пасынки Екатерины», положительно оцененный А. А. Фадеевым, – первая часть трилогии «Семейщина». В 1936 и 1939 гг. в Москве выходят вторая («Крутые года») и третья («Артельная жизнь») части трилогии, высоко отмеченные центральной критикой и прессой.

Издание 1947 года  издательство "Советский писатель" (Москва)
Издание 1947 года издательство "Советский писатель" (Москва)

В трилогии подробно прослеживается судьба старообрядческого рода Леоновых на протяжении четырех поколений - от дедов до правнуков на фоне крупнейших исторических событий - конца 19-начала 20-го вв. Начинается повествование с Ивана Финогеновича Леонова - деда писателя.

Семья писателя. Илья Чернев - во втором ряду в центре. Во главе - отец Андрей Иванович. Фото взято на сайте https://ruskline.ru
Семья писателя. Илья Чернев - во втором ряду в центре. Во главе - отец Андрей Иванович. Фото взято на сайте https://ruskline.ru

Известный литературный критик А.Макаров писал: «Величавое "геральдическое" древо этой семьи столь ветвисто и огромно, что по его отдельным ветвям и побегам можно прочесть в её основных чертах всю историю русского крестьянства за последние полвека…».

Очень интересно наблюдать за судьбой Семейщины - на протяжении всей трилогии. Роман написан таким образом, что прослеживаются судьбы многих жителей села Никольское. Описаны в романе события, которые происходили в селе в переломные моменты истории - как тяжело зарождалась советская власть, как образовывалась коммуна, ставшая впоследствии колхозом, как построена первая школа и т.д. Без прикрас рассказано о неприятии новых реформ, разрушении старого быта и создании нового.

А.Фадеев, давая оценку роману, написал следующее: "Это одна из немногих книг о том, как старая деревня стала советской колхозной деревней. В ней подробно прослежены все перепетии классовой борьбы в деревне, её наиболее прямые и открытые и самые сокровенные и хитрые формы. Лицо деревенского кулачества показано в книге так развернуто, как в редких книгах советских писателей о деревне. О том, как советский строй приводит старозаветное"семейское" село к колхозу, вовлекает в свое русло все более широкие слои народа, от представителей самого "отравленного" до масс молодежи... Леонов-Чернев написал это с исключительным знанием материала, с подробностью, иногда даже излишней. Но можно без преувеличения сказать, что, кроме него, некому было бы осветить жизнь этих кругов в старой и новой России, а между тем, старообрядцев в России миллионы, и эта тема немаловажная"

Обложка книги издания 1965 г. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство
Обложка книги издания 1965 г. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство

"Семейщина"- это одно из первых произведений в литературе, которое раскрывает зарождение отношений между русским и бурятским народами, рассказывает о первоначальном холоде в отношениях, настороженности, а затем и о дружбе русского и бурята.

Разворот книги . Москва, 1974 г.
Разворот книги . Москва, 1974 г.

Масштабность произведения, новизна материала, редкое знание быта старообрядцев, верное понимание социальной обстановки выдвинули роман в ряд значительных произведений о крестьянстве Сибири

Учитывая пожелания и предложения критиков и читателей, автор счел необходимым значительно переработать роман "Семейщина". В связи с этим изменено и название романа. Новое заглавие - "Летопись родного села" - более точно определяет содержание и характер произведения.
Учитывая пожелания и предложения критиков и читателей, автор счел необходимым значительно переработать роман "Семейщина". В связи с этим изменено и название романа. Новое заглавие - "Летопись родного села" - более точно определяет содержание и характер произведения.
Обложка книги издания 1952 г. Москва, Советский писатель
Обложка книги издания 1952 г. Москва, Советский писатель

Иллюстрация  к роману "Семейщина"
Иллюстрация к роману "Семейщина"

Трилогия "Семейщина" навсегда останется непревзойдённым шедевром художественной литературы о семейских.

Благодарю за внимание!