В каждой второй школе есть класс, от которого устают все учителя. В основном, это классы с детьми переходного возраста и старше. Успеваемость большинства учеников такого класса очень слабая. Поведение оставляет желать лучшего. Создаётся впечатление, что дети этого класса ходят в школу только для того, чтобы вывести учителя из равновесия и сделать образовательный процесс пыткой для всех его участников. К сожалению, на практике большинство педагогов отказываются от таких классов и не интересуются их дальнейшим обучением. Однако даже с самыми сложными детьми можно найти общий язык. И если учитель настроен серьёзно, то есть все шансы на успех.
Самый действенный способ подружиться со сложными детьми - понять их. Только поняв их внутренний мир, можно установить хороший эмоциональный климат и проводить продуктивные уроки. Единственное, это не очень просто и может занять определённое количество времени. И всё же результат того стоит.
Важно помнить, что каждый ученик, как бы он себя не вёл - это ребёнок, который нуждается в поддержке взрослого. Особенно это касается как раз детей с непростым поведением. В большинстве случаев в семье этих ребят прохладная и отчужденная от ребёнка обстановка. Это неблагополучные и неполные семьи, в которых не уделяется достаточного внимания ребёнку. Поэтому в социуме они стараются выделяться чаще всего негативными эмоциями и плохим поведением. И когда они видят в глазах других взрослых, в нашем случае учителей, то же равнодушие и холод, что и дома, то они считают свою позицию единственно правильной. Как говорится: “Не жди, когда тебя ударят. Бей первым!”
Если в начале урока большинство учеников класса шумят и стараются его сорвать, не стоит переходить на крик. Лучше дать детям выпустить пар, чтобы они немного устали и поутихли. Вот пример из жизни: один молодой учитель-мужчина разрешал ученикам в начале урока выглянуть в окно и прокричать несколько минут без остановки. Разумеется, коллеги не одобрили такой метод, однако через несколько дней, они отметили, что на уроках молодого человека появилась дисциплина и повысилось внимание к предмету.
Чтобы дети осмелились раскрыться учителю, они должны почувствовать открытость и внимание со стороны педагога. Можно рассказать какую-нибудь интересную и непростую историю из своего детства, ведь все учителя тоже когда-то сами ходили в школу. Лучше, если воспоминания будут из того времени, когда педагог был в возрасте слушателей. Дети - очень внимательные слушатели. Поведав сокровенную историю из своей жизни, ученики поймут, что педагог открыт к откровенному общению, и со временем сами будут делиться своими переживаниями с ним. Для более близкого общения можно уделить отдельное время на общение со сложным учеником тет-а-тет. Особое внимание обязательно будет оценено, и ребёнок уже не захочет срывать урок.
А случается такое, что в классе есть гиперактивный ученик, своей гиперактивностью он волнует весь класс, тем самым срывается урок. Такому ребёнку нужно давать высвобождать энергию с помощью полезных дел. Его можно отправить в библиотеку за книгами. Попросить помочь сходить за водой для протирания доски. Помочь раздать материал для урока. При этом обязательно нужно отмечать его важность и пользу, которую он приносит классу. Тогда он почувствует свою значимость и с радостью продолжит выполнять небольшие поручения учителя, так тоже можно завести с учеником дружбу.
Главное - индивидуальный подход и постоянное общение с учениками. Особое внимание к классу со стороны учителя настраивает детей на положительный лад и продуктивную работу на уроках.
P.S.
На такую непростую тему снято много интересных кинокартин. Например, фильм “Зачётный препод“ демонстрирует, как даже с самым сложным классом можно найти общий язык и добиться успеха.
Подписывайтесь на наш канал. Впереди много полезных статей.