Государство внедряет передовые практики корпоративного управленя : как прощать не свои долги.
Механизмы списания и переоформления бюджетных долгов госпредприятиям - притча во яхыцех. Виртуозное обращение с корпоративными долгами белорусским госбанкам через указы и постановления Совмина - тоже явление общеизвестное и распространенное. Но нужно штурмовать новые вершины. Как простить долг госпредприятия перед независимым кредиторам. Рожаем прецедент.
Не самое крупное предприятие деревообработки ОАО «Могилевдрев», прошедшее через горнило "модернизации", 25 лет сражается с кредитом Банка БелВЭБ. Судьба самого кредита скрыта в недрах корпоративной отчетности , но проценты набежали около $643 тыс. Предприятие не выползает из убытков и надо бы как-то решить вопрос.
В предыдущие 25 лет, когда Банк БелВЭБ был государственным Белвнешэкономбанком, решить проблему не представлялось возможным.Сегодня при доле менее 2,5% государство, по сложившейся практике, имеет в банке одного члена наблюдательного совета. Официально представителем государства в набсовете банка является Алексей Афанасьев, начальник главного финансового управления Мингорисполкома. Наблюдать вроде можно , но решить вопрос с помощью одного голоса этого товарища не получится. Состав наблюдательного совета Банка БелВЭБ - 11 членов.
Правда, есть орудие и более крупного калибра. Неофициально госпредставителем можно считать Надежду Ермакову — независимого директора БелВЭБа, председателя комитета по рискам набсовета. Н.Ермакова долгое время была заместителем, а затем и председателем правления государственного Беларусбанка. В 2011–2014 годах возглавляла Нацбанк.
Но и этого будет не достаточно. Государство набирается наглости и рисует вот такую "административную бумажку".
За должника - понятно. Их только и спасет эта манна небесная. Доля белорусского государства в ОАО «Могилевдрев» — 98,7%.
А вот прогнется ли кредитор под такие "бумажки"? Понять и простить свою прибыль? Подобные решения могут стать красивым прецедентом для решения проблемы госпредприятий за чужой счет (не государственный). Постановления такого формата в адрес коммерческих банков можно превратить в не частый "поток". Если вспомнить, что Румас подписывает бумаги ценой вопроса с брикет мороженого, то и к решению долговых проблем госпредприятий подойдет с неменьшей охотой.