Найти в Дзене
Олег Дегтярев

Самые незаметные манипуляции

Манипулируют только теми, кто согласился

Самая сложная для распознавания манипуляция - это та, где в основе заложена наша вера в хорошее. Ведь чтобы искать в хорошем манипуляцию, надо быть либо параноиком - либо очень проницательным человеком, видящим причины и запутанные следствия, видящим истинную цепочку воздействия.

Не верите? А возьмите такую, например, хорошую манипуляцию, как спорт. Или вы искренне думаете, что спорт - это не манипуляция?

Смотрите сами.
Факт 1: спорт построен на идее улучшения здоровья. Это тот позитив, на который делается ставка.
Но на самом деле, большинство спортсменов уходят на пенсию рано, очень многие из них очень часто и серьёзно травмируются.

Это путь здоровья? Нет - это путь к проблемам. Но замотивировано всё так, что занятия спортом - это очень позитивно.

Факт 2: основная идея спорта - это вовсе не здоровье: это создание мощной индустрии развлечений, на которой можно будет зарабатывать огромные деньги. Думаю, тут даже примеры не нужны.

Факт 3: спорт - это занятие, которое отвлекает от политико-финансовых вопросов. В итоге, те, кого интересует скрытое управление, получают в руки прекрасный инструмент манипулирования, в своих интересах: мало того, что люди отвлечены, и не будут вникать в то, как их обманывают политики и финансисты - так они ещё и огромные прибыли будут приносить. Причём, совершенно добровольно - и с удовольствием. Это манипуляция.

Нам сложно видеть такие манипуляции лишь потому, что они глобальны. Мы ведь привыкли, что манипулятор - это такой мелкий жулик, который пытается обмануть одного или несколько человек, используя нехитрые психоприёмы. И когда мы распознаём эти приёмы, мы радуемся, что мы умнее манипулятора, что ему не удалось нас обмануть.

А потом мы, довольные своей проницательностью, идём, скажем, в индустрию спорта, и оставляем там наше здоровье, наше время, нашу силу, и наши деньги. И не можем распознать эту манипуляцию лишь потому, что её масштаб превышает наши представления о манипуляциях.

Получается парадокс: манипулировать легче всего теми, кто согласился с исходником манипуляции.