Найти тему
Записки психолога

Дети с ОВЗ

В последние годы всё чаще можно услышать аббревиатуру «ОВЗ». Обычно её использует в качестве характеристики некоторых детей. Что же она обозначает? Дословно ОВЗ – это ограничение возможностей здоровья. К этой группе детей можно отнести всех тех, кто имеет недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и другие, в том числе дети-инвалиды.

А что вы думаете о таких детях? Слышали раньше о такой аббревиатуре?

Часть 1. Дети с ЗПР

Сегодня предлагаю обсудить детей с ЗПР (задержка психического развития) и их особенности. Почему это так важно? Потому, что на сегодняшний день процент детей, рождающихся с проблемами психического развития довольно большой. А это значит, что многим родителям (в том числе и учителям, воспитателям и т.д.) важно знать и понимать, что происходит с их ребёнком.

Я ни раз сталкивалась с обывательским мнением, что ЗПР – это что-то страшное и неизлечимое. Многие родители путают ЗПР с УО (умственная отсталость) и представляют себе детей, которые пускают слюни, ковыряются в носу и вообще ведут себя странно, ненормально.

-2

Во-первых, даже среди детей с УО довольно редко можно встретить детей, которые ведут себя как маленькие ляльки и не владеют элементарными навыками самообслуживания (такие дети попадают в группу «Особый ребёнок»; в основном такие дети имеют тяжёлую или глубокую степень УО). В основном в специальных школах встречаются дети с лёгкой степенью и реже с умеренной степенью УО.

Во-вторых, если при УО дефект не обратим, то при ЗПР наоборот (кроме 4 степени ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) – полиморфная группа детей со слабовыраженной не грубой органической патологией мозга; для ЗПР характерно нарушение темпа всего психического развития, наличие значительных потенциальных возможностей.
-3

Давайте разберём классификацию ЗПР, предложенную К.С. Лебединской:

1. ЗПР – конституционального происхождения;

При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Дети этой группы имеют психофизический инфантилизм.

2. ЗПР – соматогенного происхождения;

Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы.

3. ЗПР – психогенного происхождения;

Главная причина данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы).

4. ЗПР – церебрально-органического происхождения.

Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы.

Существуют и другие классификации, но лично мне нравится классификация К.С. Лебединской, которая помогает увидеть все формы и особенности данных форм ЗПР.

В одной из следующих статей мы разберём основные особенности детей с ЗПР.

P.S. Если у вас возникнут вопросы по данной теме, я с удовольствием отвечу на все интересующие вас вопросы.

Автор: Раздьяконова Александра