Найти тему

В. Крапивин "В ночь большого прилива": первая ступенька к неведомым мирам

Книги Крапивина - это детство. Детство нескольких поколений мальчишек и девчонок - от 70-х до 90-х. Трилогия "В ночь большого прилива" - это моя любимая вещь, потому что она - ключ, открывший крапивинские путешествия в миры Великого Кристалла.

Современные дети Крапивина читают мало (может, я ошибаюсь? Я бы хотела ошибиться). Они избалованы захватывающими и остросюжетными интригами расплодившейся фэнтези, погружены в миры эльфов, вампиров и прочего. А ведь по сути, Крапивин - первый русский автор детской и подростковой фэнтези, он начал работать в этом жанре ещё когда и слово-то такое - фэнтези - русский язык вряд ли знал. В его повестях сплелись русские сказки, фантастические пространства, мальчишеское рыцарство и романтика парусов.

В школьной бибилиотеке книг Крапивина, изданных в такой серии, было полторы полки. Полторы полки путешествий в пространстве и времени, дружбы и борьбы за справедливость.
В школьной бибилиотеке книг Крапивина, изданных в такой серии, было полторы полки. Полторы полки путешествий в пространстве и времени, дружбы и борьбы за справедливость.

"В ночь большого прилива" включает в себя три повести: "Далекие горнисты", "В ночь большого прилива" и "Вечный жемчуг". Первая - это сон, мечта, сказка, первый подход к теме путешествий между мирами, такая своеобразная завязка всей трилогии. Вторая, соответственно, кульминация - самая напряженная, жесткая и в то же время захватывающая часть. "В ночь большого прилива" - это повесть, в которой герои вступают в схватку с самой судьбой и доказывают, что дружба, смелость и преданность способны победить даже в таком противостоянии. Здесь же начинает звучать тема возвращения в детство. И тема неприятия войны и насилия. "Вечный жемчуг" - прощание со сказкой, это повесть о расставании - пронзительном, неизбежном: "Планеты расходятся. Нам больше не увидеться, Сережа..." Может ли что-то помешать неумолимым космическим законам? Как быть, если эхо времени забросило тебя далеко не то в прошлое, не то в будущее?

Иллюстрации Павла Крапивина
Иллюстрации Павла Крапивина

И, наверное, трилогия так полюбилась мне именно из-за финала. Из-за того, что по законам сказки вечный жемчуг всё-таки вспыхнул над полуостровом. Из-за того, что: "Все стало ясно. Якорь, намертво вросший в планету, и железный шиповник с корнями до центра Земли. И между ними — белый шнурок с хитрыми Володькиными узелками. Двадцатиметровая веревочка — бесконечная, как Вселенная, и вечная, как пламя нашего жемчуга. Она прошила завихрения загадочных миров, тонкая, слабенькая на вид. Как насмешка над всеми законами пространства и времени... Выдержит? Не поддастся чудовищной силе разбегающихся звезд?"

Из-за того, что когда я читаю Крапивина, мне всегда 12 лет. И я верю, что миры можно связать капроновой веревочкой, что судьбу можно изменить, что дружба может быть вечной, как жемчуг, принесенный со дна моря старым крабом.

Путь, начатый автором в этой трилогии, приведет его к "Голубятне на желтой поляне", "Крику петуха", "Гуси, гуси, га-га-га" и другим повестям с перекрестьями миров и судеб, перекличками героев и событий, удивительным путешествиям во времени и пространстве. Меня, да и, думаю, ещё многих, этот путь привел к любви к неведомым мирам, а началось всё именно в полумифическом городке Североподольске, в ночь большого прилива, когда нам было 12 лет...