Мы привыкли, что монастыри ограждены толстыми высокими стенами. Это кажется нам разумным, так как монастыри ранее были не только культовыми, но и хозяйственными центрами. Чтобы не разграбили кладовые, и чтобы защитить окружающих жителей - в целях безопасности нужны высокие стены.
Такой ход мыслей ещё оправдан по отношению к монастырям, расположенным вдалеке от крупных городов. Например, на севере. Вдруг дикие скандинавы набегут или местные разбойники поживиться захотят. Нужна безопасность в виде высоких стен.
Однако в России много монастырей, стоящих в центрах крупных городов. Например, Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве. Основан аж в 15-м веке, ранее назывался Ивановским монастырём.
Зачем монастырю высокие стены и башни?
Монастырь расположен внутри Бульварного кольца и окружён мощными высокими стенами. Зачем? Вы скажете, ну если монастырь основан в 15-м веке, а тогда было неспокойное время, и соседние князья запросто могли устроить военный поход.
Однако во второй половине 19-го века монастырь был переделан, а высота стен увеличена. Видно, что ранее стена имела меньшую высоту, а затем была надстроена. Дату переделки нам любезно подсказывает табличка.
Зачем в 19-м веке увеличивать высоту монастырских стен? В центре Москвы? Какой враг сюда придёт? От кого обороняться? Если противник окажется настолько сильным, что преодолеет большое расстояние от границ Российской империи и захватит Москву, то за стенками монастыря в центре города точно отсидеться не получится.
К тому же в 19-м веке сильно повышается мощность артиллерийских орудий и появляются новые виды взрывчатых веществ. Что делает любую стену далеко не самым надёжным укрытием.
Неужели москвичи даже в просвещённом 19-м веке были настолько вороваты и необузданны, что могли разгромить религиозное заведение? Что от них приходилось прятаться за высокими стенами? И даже достраивать ограждение, видимо ушлые столичные жители легко научились преодолевать трехметровую высоту.
Но стена - только часть вопроса. Иоанно-Предтеченский московский монастырь может похвастаться двумя высокими башнями, построенными у главного входа. Судя по архитектурному стилю и сохранности, никаким 15-м веком от этих башен не пахнет. Похоже, что они возведены тогда же, в пору большого ремонта середины 19-го века.
Все мы знаем, что каждый квадратный сантиметр московских площадей стоит дорого. Недвижимость в центре столицы имеет космический ценник. Не думайте, что такие расценки сложились только после развала СССР. Дома и квадратные метры во всех столицах стоят дорого. Поэтому в центрах городов быстро убираются лишние строения и возводятся новые.
Почему не убрали ненужную стену? Почему не перестроили ненужные башни? Ведь монастырь, как фортификационное сооружение, потерял свой смысл три века назад точно.
Кто-то начнёт возражать, что это сохранение культурного наследия, это религиозное заведение и тому подобное.
Однако в истории любого города есть примеры, когда сносили целые кварталы исторических зданий, культурного наследия и религиозных строений. Делали это не большевики в борьбе с христианством, а православные граждане Российской империи. Потому что все живут здесь и сейчас, и проблемы насущного дня гораздо важнее, чем призрачные будущие поколения.
Но почему монастыри в центрах городов оставляют и даже надстраивают стены и башни? Ответ даёт Ясна. Потому что раньше монастыри были тюрьмами. Куда сажали за провинности и преступления. Даже историки нам говорят, что императоры постоянно ссылали неугодных в монастыри. Помните такое? То дворянина за провинность упекут, то родственников своих посадят, дабы на трон соперника не было.
Одних заключённых в монастыри сажали и ссылали. А некоторые приходили сами. Когда чувствовали вину, которую надо искупить. Им назначали наказание и заключали в монастырь.
В современных тюрьмах заключённых стригут наголо при посадке. Объясняется это соблюдением гигиены. Однако обычай стричь волосы осуждённого идёт из прошлого. Когда человек становился монахом, его так же стригли. Даже сохранилось выражение: "постричься в монахи" и "монашеский постриг". Потом монах начинал исполнять повинность, то есть искуплять вину. На него надевали чёрную тюремную робу, которую мы теперь зовём монашеской рясой.
Как современные тюрьмы, монастыри были мужские и женские. Заключённых нужно держать раздельно.
Поэтому монастыри окружены толстыми высокими стенами и сторожевыми башнями. Не от внешних врагов или московских воров. А чтобы заключённые не разбежались. Поэтому стенки монастыря в 19-м веке надстраивали, так как росли окружающие дома - столичный центр, земли мало, увеличивать площадь получается только за счёт новых этажей. Заключённым не надо видеть окружающую городскую жизнь, а горожанам - глазеть на осуждённых виноватых.
Так что монастырь - это тюрьма, монахи - заключённые. Такова реальная история.
Подписывайтесь на канал Познавательное ТВ, мы разбираемся с тем, что реально было в прошлом.
Артём Войтенков