Жанр ужасов - ровесник кино. Еще в немых фильмах разгуливал по экрану вампир Носферату и оживал Голем. В 30-40-е в Голливуде расплодились монстры - Франкенштейн и его невеста, Дракула, Мумия, Человек-волк, люди-кошки и другие. Один из самых интересных периодов в истории фильмов ужасов - конец 60-х и 70-е, времена "нового Голливуда", когда уходило в прошлое старое кино и рождалось современное. О трех мистических шедеврах того периода - эта подборка.
Ребенок Розмари/Rosemary's Baby (1968)
Легендарный мистический трилллер Романа Полански с годами не теряет художественной силы. Авторы гениально уловили, что лучше всего пугает страх, который внутри человека, а не "пугалки" с выскакивающими из-за угла чудищами. В этом плане "Ребенок Розмари" не устаревает ни на йоту. Молодая семья переезжает в роскошный дом и обзаводится разными знакомыми. Жена беременеет - и со временем начинает подозревать, что в ее жизни происходят странные события, связанные с чем-то потусторонним.
Полански - к его чести - не пугает зрителей дешевыми трюками, этакими cheap thrills. Зато великолепно нагнетает атмосферу сомнения, подозрения - а затем и паранойи. Происходящее реально? Ирреально? Или же это плод воспаленного воображения переживающей токсикоз впечатлительной беременной девушки? Однозначный шедевр "умного" триллера!
Изгоняющий дьявола/The Exorcist (1973)
12-летняя девочка из Вашингтона начинает всели себя странно - например, прилюдно мочится на пол во время вечеринки. Странности поведения нарастают и принимают совсем жутковатый характер, становится ясно, что в ребенка вселится дьявол. Борьба за невинное дитя и есть сюжет "Изгоняющего дьявола", знаменитого и фантастически успешного коммерчески фильма ужасов Уильяма Фридкина.
По сравнению с тонким и сдержанным шедевром Поланского, многие считали супер-хит Фридкина слишком вульгарным, эксплуатирующим безотказные сенсационные приемы. И правда, даже сегодня многие сцены вроде переливания крови, адской рвоты, мастурбации могут вызвать озноб. Не случайно именно "Изгоняющего" используют как объект пародии в "Очень страшном кино". Так или иначе фильм Фридкина пользовался колоссальным успехом и оказал огромное влияние на все последующее кино о паранормальных явлениях.
Предзнаменование/The Omen (1976)
"Золотая середина". Если "Ребенок Розмари" покажется вам слишком "умным" и эстетским, а "Изгоняющий дьявола" оттолкнет неприятными сценами, то "Предзнаменование" - идеально сбалансированный коктейль мистики, саспенса, занимательности и зрелищности. История мальчика Дэмиана, сына сатаны, оказавшегося в семье посла США в Великобритании, разворачивается по законам классического триллера.
После ряда загадочных событий посол Торн (Грегори Пек) начинает свое частное расследование и в итоге докапывается до ужасной правды. Великолепный сценарий умело нагнетает напряжение, режиссер уверенно ведет зрителя от одной эффектной сцены к следующей, звездный актерский состав прекрасно справляется с ролями, гениальная музыка Джерри Голдсмита пробирает до мурашек. Выверенный до миллиметра шедевр голливудского профессионализма.
Пересматривая эти три фильма, с удовольствием отмечаешь, что они абсолютно не устарели, не превратились в артефакты своей эпохи. И - мнение субъективное - выглядят гораздо современнее и страшнее, чем большинство нынешней халтуры.