Найти тему
Clever Travel

Что удивит российского туриста в Великобритании

Оглавление

Я уже писала о том, во сколько обошлась нам наша последняя поездка в Великобританию. Теперь на своем опыте двух посещений этой страны я хочу рассмотреть те вещи, которые непривычны для нас, и поэтому бросаются в глаза туристу из России. В большинстве своем это мелочи, но, оказывается, именно из них складывается быт и, в конечном счете, культура и менталитет.

1. В доме

В домах у британцев, мягко говоря, прохладно. Квартиры отапливаются электрическими обогревателями, и хозяева экономят. В условиях сырого климата это чувствительно. Мы были в мае, и во всех наших местах жительства сразу же включали обогреватели на максимум. И еще говорят, что в России холодно! В России холодно снаружи, но мы в большинстве своем любим, чтобы в домах было тепло.

Электрическая батарея и окно с деревянной раздвижной рамой
Электрическая батарея и окно с деревянной раздвижной рамой

Мы практически не видели пластиковых окон. В старых домах, которых здесь очень много, рамы деревянные, одинарные (что не добавляет тепла, как вы понимаете) и раздвигаются вверх-вниз. Также встречаются алюминиевые рамы. Алюминиевые и пластиковые окна, если мы хотим их открыть как форточку, открываются не вовнутрь, как у нас, а наружу. Интересно, дождь на подоконник не затекает?

Деревянные рамы на окнах. На тротуаре виден разлетающийся мусор
Деревянные рамы на окнах. На тротуаре виден разлетающийся мусор

Розетки в Великобритании не стандартные - они с тремя плоскими дырками. Соответственно, и вилки всех электроприборов выглядят иначе: они тройные. Для использования ваших электроприборов вам придется купить адаптер за 5-7 фунтов либо пользоваться розеткой для электробритв, которая часто бывает в ванной. Она почему-то европейского типа.

Краны в Великобритании просто убивают. Ну или делают сильнее, если вы выбираете холодную воду. Дело в том, что у них часто нет смесителя. Это значит, что над раковиной свисают два разных крана: отдельно для холодной и отдельно для горячей воды. Предполагается, что вы заткнете раковину пробкой (она всегда есть), смешаете воду до нужной вам температуры и будете там плескаться. Но, извините, в общественном туалете я этого делать не хочу. Поэтому я на горячей стороне: открываю кипяток и окатываю руки им, потом сразу охлаждаю их в холодном кране. Потому что я мерзляк.

Краны в общественном туалете у подножия Бен-Невиса
Краны в общественном туалете у подножия Бен-Невиса

2. На улице

Про левостороннее движение, думаю, все слышали. Меня оно совершенно не напрягает: я и в России при переходе дороги всегда смотрю сразу в обе стороны, потому что никогда не знаешь, откуда ждать опасности.

А двухэтажные автобусы - это не туристический аттракцион, а повседневная реальность. В Лондоне и Эдинбурге практически все городские автобусы двухэтажные. Но, конечно, более современной модели, чем те с выпуклым носом, которые изображены на открытках. И, кстати, люди не бегут поскорее занимать самое крутое место над водителем. Это делали только мы.

Лондонский красный двухэтажный автобус на фоне вокзала Сент-Панкрас
Лондонский красный двухэтажный автобус на фоне вокзала Сент-Панкрас

Закопанные под землю электрические провода - это признак не Великобритании, а цивилизации. Но почему-то раньше я этого особо не замечала, а теперь бросилось в глаза: как хорошо, когда ваше небо не опутано паутиной проводов, и можно даже сфотографировать красивое здание без черных поперечных веревок. То же относится к кричащим вывескам и уродливым баннерам: витрины здесь оформлены гораздо аккуратнее.

Фонари - есть, проводов - нет
Фонари - есть, проводов - нет

Зато ситуация с мусором как-то не выглядит цивилизованно. Это относится, в первую очередь, к Лондону. Лондон разделен на районы, и каждый район сам принимает решения об утилизации отходов. У нас в Кэмдене мусор просто выставляется за дверь в пакете, а по утрам мусорная машина проезжает по улицам и его вывозит. Но что-то регулярно идет не так: например, люди вываливают мусор за дверь не только на ночь, но и среди дня. В итоге вы идете по улице вдоль полосы смердящих пакетов, и вороны с удовольствием выворачивают их, треплют очистки, а разные обертки далеко разносятся ветром. В Гринвиче вопрос решен иначе. Там преимущественно небольшие таунхаусы, и люди ставят перед домом мусорные баки. Но это тоже не супер. Потому что у них раздельный сбор мусора, что, конечно, хорошо, но в реальности это означает, что перед каждой дверью (у квартир в таких домах вход с улицы) стоит по 3 бака. А преддомовые пространства просто крошечные, и они порой полностью заняты темно-зелеными или черными пластиковыми баками.

В Великобритании очень много индийцев и пакистанцев. Собственно, если вы прилетите через Хитроу и затем поедете в центр города на метро, вы не увидите среди местных ни одного европейского лица, пока не выйдете в город. Афро(британцев?) тоже много. А вот таджиков или узбеков мы почему-то не встретили ни одного.

Люди на улицах очень легко одеты. В начале мая 2019 года в Великобритании было 10-12 градусов, пасмурно и очень ветрено. Никто, кроме нас, не ходил в куртках, встречались даже экземпляры в шортах и футболках. Ни один британский ребенок не носил даже легкую шапку, младенцы в колясках тоже были с голыми головами, а иногда и с босыми ногами. Наверное, эти люди просто закалились как сталь, живя в своих холодных квартирах. Если же вы видите на улице семью в куртках с детьми в шапках, будьте уверены - это русские. Проверено много раз и всегда 100-процентное попадание.

Солнечный день в Эдинбурге, но температура + 14 градусов
Солнечный день в Эдинбурге, но температура + 14 градусов

Очень много рекламы благотворительности. Вам со всех сторон предлагают пожертвовать средства на что-нибудь. В женском туалете собирают на прокладки для девочек-беженцев, у природных достопримечательностей призывают пожертвовать на охрану памятников природы, в цену билетов музеев часто включено добровольное пожертвование на развитие (от него можно отказаться). В общественных местах часто стоит высокий бокс для сбора денег, куда можно кинуть монетку, и она пробежит по каналу-лабиринту - отличный способ путем развлечения выманить деньги. И да, мы тоже бросали монетку в лабиринт. Даже не помню, на какие нужды там был сбор.

Конечно, не удивительно, что в Шотландии все надписи дублируются на шотландском. В российских республиках вы тоже можете увидеть надписи на местных языках. Но в Шотландии стремление к независимости все же чувствуется сильнее. Во всех сувенирных лавках не будет ни одного сувенира from Great Britain, все кругом только Scottish и from Scotland. Я брала иногда местные бесплатные журналы, и в них упоминаются только "самые известные блогеры Шотландии", "самые яркие события Шотландии" и т.п. Остальной страны как будто вообще нет.

3. В супермаркете

В первую очередь в британских супермаркетах удивляет обилие готовой еды. Если у нас все-таки в магазин приходят за продуктами для приготовления, то у них соотношение сырья и готовых блюд где-то 50/50. Еда разного формата: в металлических банках, в пластиковых контейнерах, в картонных коробках. Есть даже готовая еда для детей: например, мне попалась детская лазанья.

В супермаркете могут запросто продавать продукты с истекающим сроком годности и даже просроченные. Но, конечно, со скидкой. Так, мы недорого купили фарш, годный до сегодняшнего дня. Совсем просроченный я бы все-таки не стала покупать.

Удивляют также некоторые продукты. Например, сливочное масло сплошь соленое, обычного мы не нашли вообще, только раз увидели ценник, но полка была пуста. Молоко продается в непривычных для нас пластиковых канистрах, как какое-то моющее средство. Молоко сортируется не по процентам жирности, а по категориям: skimmed, semi-skimmed и т.п. и попробуй разберись, что это значит. Йогурт почти весь обезжиренный. Колбасы маленький выбор.

Молоко
Молоко

На выходе есть кассы самообслуживания. Вы можете подойти к стандартной кассе с живым темнокожим кассиром, а можете пройти к автомату, просканировать все продукты, заплатить картой и идти восвояси. Вот так уровень доверия к людям! Кстати, может, где-нибудь в Москве такое тоже уже есть?

4. В общепите

В Лондоне очень много стрит-фуда. То есть заведений, где продают разные сандвичи и вообще отсутствуют столики. Отсюда толпы людей, восседающих на скамейках, бордюрах, ступеньках, газонах и поглощающих приобретенную еду. В Эдинбурге поменьше, но тоже есть.

Везде, где вы можете заказать чай, его по умолчанию подадут с молоком. Рядом с чашечкой будет небольшой молочник, и вы сами уже можете наливать. Даже в поезде к чай выдавали маленькие пакетики молока. Кстати, просроченные.

Кафе в Дувре; слева вверху виден молочник
Кафе в Дувре; слева вверху виден молочник

Чего-то вроде наших столовых в Великобритании почти нет: или кафе/ресторан, или стрит-фуд. Ну или мы не в тех районах ходили. В центре Лондона мы нашли польское заведение с самообслуживанием "Мамушка", да еще в шотландском городке Маллай (Mallaig) обнаружилась прекрасная столовка.

5. В поезде

Главное диво дивное для россиянина на вокзалах других стран заключается с том, что пассажирские перевозки там не отданы фирме-монополисту, а присутствуют различные конкурирующие компании. Надо сказать, в этом есть огромный минус: при наличии разных табло и разных путей отправления для разных фирм попробуй разберись. Соответственно, и покупать билеты онлайн нужно на разных сайтах.

Варя едет на скоростном поезде Лондон - Дувр компании Southeastern
Варя едет на скоростном поезде Лондон - Дувр компании Southeastern

В нашем понимании, поезда ходят через пень-колоду. Поезд может быть вообще не обозначен на табло, потому что информация о нем еще не появилась, и потом вдруг возникнуть на табло в самый последний момент. Наш ночной поезд в Форт-Уильям опоздал к подаче больше чем на час, информации нигде не было, время прибытия в пункт назначения никому не известно. А еще накануне мы получили уведомление, что у нас сменился вокзал отправления. Мы вспоминали РЖД с теплотой.

Ночные поезда дальнего следования в Великобритании соединяют Лондон с Шотландией и ездят под брендом Caledonian Sleeper. Интересно в них то, что вагон значительно отличается от нашего. Нам попались вагоны более старого образца, их сейчас меняют. Коридор в таком вагоне узкий, двум людям разойтись тяжело. Купе двухместные и достаточно тесные. Совершенно нет места для багажа: наши чемоданы не поместились ни под низкой кроватью, ни на маленькой полке над окном. Дверь не раздвижная, а обычная, открывается вовнутрь, и при ее открытии становится катастрофически мало места. Из плюсов: полки для сна значительно шире, постели застелены, они с нормальным одеялом. Освещение и температуру можно регулировать. Длинный столик расположен вдоль окна и скрывает в себе индивидуальную раковину. Может, поэтому по утрам здесь нет очередей в туалетах (которые делятся на мужской и женский), хотя скорее потому, что просто особо нет людей. Проводник вечером раздает всем карточки, на которых нужно отметить, что мы хотим заказать на утро из еды и во сколько нам это принести, и эти картонки нужно вывесить на ручку двери снаружи. Чай входит в стоимость билета, к чаю подают пакетики с молоком и печенюшками.

***

Это все, что мне вспомнилось. Напоминаю, что я не объездила всю Великобританию, а побывала только в некоторых населенных пунктах Англии и Шотландии. Возможно, часть из описанного не актуальна для других мест. В любом случае, я описываю только свой опыт, так что если вам есть что добавить - пишите!