Найти в Дзене
Морская коллекция

Эскадренные броненосцы.Шатающаяся восьмерка. "Кинг Эдуард VII".

Начало 20-го века для Британии сопровождалось значительными внутренними событиями,в итоге изменившими привычную конфигурацию мира. Предыдущая эпоха получила название "викторианской" и это был золотой век Британии. В 1901 году,когда королева Виктория наконец покинула этот мир,Британская империя простиралась на четверть планеты,над ней никогда не заходило солнце,а британский флот твердо соблюдал двухдержавный стандарт- Королевский флот должен был превосходить объединенные флоты второй и третьей морских держав(Франции и России).На океанах интересы империи блюли 40 новеньких уайтовских броненосцев(созданных по проектам сэра В. Уайта ,главного кораблестроителя Адмиралтейства),краса и гордость Британии.

Но мир изменился. Ушла королева Виктория,после опрокидывания в доке королевской яхты вынужден был уйти в отставку Уайт,расталкивая старичков,в топ мировой морской табели о рангах рвались молодые хищники-Германия и Япония.

Когда встал вопрос о проектах броненосцев для бюджета 1901 года,то первоначально предлагался увеличенный «Формидейбл» с усиленной средней артиллерией. Единственный критерий истины -практика( японо-китайская и испано-американская войны ) показала безусловное преимущество скорострельной артиллерии-т.е. в реалиях того времени -среднего калибра,на который и предполагалась основная боевая нагрузка.

Третий лорд Адмиралтейства выразил глубокую озабоченность сложившейся во флоте ситуацией- уайтовские броненосцы-в т.ч. строящиеся -несли в качестве средней артиллерии 12 152 мм пушек,при этом итальянский "Бенедетто Брин" обладал 4-203 мм и 12 152 мм в среднем калибре,а американский "Нью Джерси"-8 203 мм и 12 152 мм. То есть броненосцы Его Величества были слабее броненосцев второстепенных тогда морских держав!

Самым простым способом увеличить огневую мощь для британских инженеров оказалось добавить еще один средний калибр-как и у зарубежных коллег. Понимание выгод единого калибра при имеющейся матчасти артиллерии,систем управления огнем и тактики линейных сил было тогда не очевидно.Единственную оригинальную струю внес вернувшийся с больничного Уайт. Дополнительным средним калибром он выбрал 234 мм пушки- 4 штуки в одноорудийных башнях.Также была использована опробованная на построенной для японцев "Микасе" батарейная схема размещения 152 мм пушек.

В рамках бюджетов 1901/1902 и 1902/1903 годов Адмиралтейством были заказаны пять кораблей типа «Кинг Эдуард VII». Строительство серии на этом планировалось прекратить и перейти к более совершенному типу «Лорд Нельсон», но из-за неготовности проекта последнего и быстрого продвижения работ по заказанным броненосцам, Адмиралтейство для избежания простоя верфей в рамках бюджета на 1903/1904 годы заказало ещё три корабля; всего таким образом в 1902—1907 годах было построено восемь броненосцев типа «Кинг Эдуард VII». Броненосцы были построены очень быстро и в течение полутора лет — до вступления в строй «Дредноута» — могли по праву претендовать на звание сильнейших капитальных кораблей в мире

Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII» стали предпоследней серией британских эскадренных броненосцев и одной из самых многочисленных ,они явились также последними, спроектированными при участии В. Уайта, на протяжении полутора десятилетий руководившего созданием всех предыдущих британских эскадренных броненосцев("эпоха Уайта"). Кроме того они послужили прототипом для японских броненосцев типа "Катори".По политическим причинам "Эдуарды" стали последними,при проектировании которых в качестве основного противника рассматривались французские броненосцы.

Названия корабли серии получили в честь нового монарха и в честь названий на политико-географической карте мира(британского мира).

Эдуа́рд VII (англ. Edward VII; 9 ноября 1841, Букингемский дворец, Большой Лондон — 6 мая 1910, Букингемский дворец, Большой Лондон) — король Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, император Индии c 22 января 1901 года и вплоть до своей смерти 6 мая 1910 года, австрийский фельдмаршал (1 мая 1904), первый из Саксен-Кобург-Готской (ныне Виндзорской) династии.

«Доминион» -в честь британских доминионов,государств в составе Британской империи.

«Коммонуэл» -содружество,в честь Британского Содружества наций

«Хиндустан» -Индия,жемчужина Британской империи

«Хайберния» -Гиберния (англ. Hibernia) — персонифицированный национальный образ Ирландии. Название происходит от древнеримского названия Ирландии.

Броненосцы вступили в строй когда Королевский флот потрясали грандиозные реформы нового первого морского лорда Дж. Фишера. Почивший на лаврах бесспорно сильнейшего в мире,не имевший реального соперника в течение века,флот Британии не соответствовал новому веку. Энергичные реформы Фишера не только создавали новые классы капитальных кораблей,но и чистили авгиевы конюшни крупнейшего флота мира.

Вместо равномерного распределения эскадр империи по морям и океанам,Фишер собрал все современные броненосцы в метрополии,оставив для службы "в регионах" устаревшие и небольшие корабли. 154 устаревших корабля одним махом были отправлены на слом — сэкономленные за счет их содержания деньги Фишер намеревался потратить на осуществление давно задуманного плана — создание «Дредноута».

Сейчас ,конечно,можно поспорить-ускорил Фишер крах британского морского могущества или оттянул его.

-2

«Кинг Эдуард VII» HMS King Edward VII Devonport Dockyard заложен 8.03.1902 , спущен 23.07.1903. в строю с 02.1905 гг. .подорвался на мине 6 января 1916

«Доминион» HMS Dominion Vickers, Barrow заложен 23.05.1902 , спущен 25.08.1903, в строю с 07.1905 гг. .продан на слом в 1921

«Коммонуэл» HMS Commonwealth Fairfield, Glasgow заложен 17.06.1902, спущен 13.05.1903, в строю с 03.1905 гг. .продан на слом в 1921

«Хиндустан» HMS Hindustan John Brown, Clydebank заложен 25.10.1902 , спущен 19.12.1903, в строю с 07.1905 гг. .продан на слом в 1921

«Нью Зиленд» HMS New Zealand с 1911 — «Зеландия» Zealandia Portsmouth Dockyard заложен 9.02.1903 , спущен 4.02.1904, в строю с 06.1905 гг. .продан на слом в 1921

«Африка» HMS Africa Chatham Dockyard заложен 27.01.1904 , спущен 20.05.1905, в строю с 11.1906 гг..продан на слом в 1920

«Британния» HMS Britannia Portsmouth Dockyard заложен 4.02.1904 , спущен 10.12.1904, в строю с 09.1906 гг. .потоплен подлодкой UB-50 у мыса Трафальгар 9 ноября 1918

«Хайберния» HMS Hibernia Devonport Dockyard заложен 6.01.1904 , спущен 17.06.1905, в строю с 01.1907 гг. .продан на слом в 1921


Водоизмещение 15 630 т нормальное 17 009 т полное (15700—17200 т); размеры 138,3 х 23,77 х 7,72 м. 2- 4-цилиндровые ПМ тройного расширения 18000 л.с., 15—16 паровых котлов; скорость хода 18,5 узлов. Движитель-2 винта. Скорость хода 18,5 узлов. Дальность плавания 7000 миль 10-узловым ходом.Автономность плавания 28 суток . Экипаж 777 человек.
Бронирование (крупповская сталь): пояс в середине 229 мм, в носу 102 мм, в корме 76 мм, траверз в корме 305—203 мм(203-254 мм), барбеты 305 мм, башни ГК 305—203 мм, башни СК 178 мм( 102—178 мм) , каземат СК: 178 мм , боевая рубка 305 мм, палубы 75—51 мм (51—63 мм) .
Вооружение: 4 (2 × 2 ) —305-мм /40 Mk.IX , 4—234-мм /47 Mk.X , 2 × 76-мм Ordnance QF 12-pounder 8 cwt
10 × 1 — 152-мм/45 Mk.VII , 12 × 1 — 76-мм/40, 12-14 × 1 — 47-мм системы Гочкиса ( на Africa, Britannia, Hibernia:10 × 1 — 152-мм/50 Mk.XI 12 × 1 — 76-мм/50 8 × 1 — 47-мм системы Гочкиса)
4—457-мм подводных торпедных аппарата.

В 1907 году с надстроек 4-х броненосцев сняли 47 мм пушки.В 1916-17гг 152 мм пушки из каземата были перенесены в открытые установки на палубу.В 1914 с труб удалили опознавательные марки мирного времени белого и красного цвета .

В 1918 году Zealandia и Commonwealth были модернизированы для использования в качестве учебно-артиллерийских кораблей . Их мачты были заменены тяжелыми штативными мачтами, которые могли выдержать новейшие директора по управлению огнем и дальномеры. Их оставшиеся 12-фунтовые орудия были демонтированы, а на кормовой надстройке была добавлена пара зенитных орудий калибра 3 дюйма (76 мм) . Commonwealth получил противоторпедные були , а Zealandia - нет.

-5

-6

«Кинг Эдуард VII» представлял собой гладкопалубный корабль с литым таранным форштевнем и срезанным дейдвудом.Верхняя палуба имела небольшую седловатость. Общая высота корпуса от киля до верхней палубы — 13,2 м. Метацентрическая высота была наибольшей среди британских броненосцев и составляла в полном грузу 1,62 м.В бортах на главной палубе корпус не имел вырезов для 76-мм орудий: вся лёгкая артиллерия теперь устанавливалась на верхней палубе и спардеке. На мачтах не было боевых марсов — вместо них появились посты с приборами управления артиллерийским огнём и станциями беспроводного телеграфа.

Башенные установки проектировались под новое орудие с длиной ствола в 45 калибров. Однако его создание затянулось, и корабли получили 305-миллиметровые 40-калиберные пушки Mark IX. («Эдуарды» стали последними кораблями Королевского флота , получившими эти пушки — удачные по конструкции, но морально устаревшие). Все приводы башенных механизмов были гидравлическими. Новые башенные установки стали компактнее: внешний диаметр барбета удалось уменьшить до 10,4 м (на «Формидейбле» — 11,43 м), что дало экономию веса примерно в 300 т и позволило усилить их защиту. Максимальный угол возвышения ствола— 13,5°. Скорострельность орудий составляла около 1,5 выстрела в минуту. Пушки имели скорость дульного среза 800 м / с, и они были способны пробить 12 дюймов брони Круппа на расстоянии 4400 м. На максимальном угле возвышения орудия имели дальность действия 14 000 м. Позднее на «Коммонуэл» и «Нью Зиленд»башни были модифицированы для увеличения угла возвышения до 30 градусов, что значительно увеличило максимальную дальность до 24 244 м.

Юный Принц Уэльский на фоне 234 мм орудия_HMS_Hindustan
Юный Принц Уэльский на фоне 234 мм орудия_HMS_Hindustan

234 мм
234 мм

Артиллерия «промежуточного» калибра стояла из четырёх 234-мм орудий Мк. Х в одинарных башнях. Конструктивно 234-мм пушки были проволочными,снаряды весом 172,4 кг с начальной скоростью 805 м/с. Теоретическая скорострельность составляла 4 выстрела в минуту. Орудия размещались в башнях Mk VS, с углом возвышения от -7 до +15 градусов, что позволило достичь максимальной дальности 14 200 м. При этом ведение огня из 234 мм орудия в погонном или ретирадном варианте плохо отражалось на других- на испытаниях после ретирадного выстрела офицер в 305 мм башне ГК потерял сознание. И наоборот.

Десять 152-мм орудий модели Мк-VII имели длину ствола в 44,9 калибров, они стреляли снарядами весом 45,4 кг с начальной скоростью 773 м/с. Пушки могли пробить шесть дюймов крупповской брони на 2300 м. Максимальный угол возвышения был 14 градусов, что позволяло орудиям поражать цели на расстоянии до 11 000 м. Они ,в отличие от предшественников, размещались не в персональных казематах- а в единой верхней бронированной цитадели.

Противоминное вооружение из двенадцати 12-фунтовых (76-мм) пушек впервые размещалось на надстройке и крышах башен. В ходе службы их позиции неоднократно менялись.

Как обычно для линейных кораблей того периода, они также были оснащены пятью 18-дюймовыми (457 мм) торпедными аппаратами, по две на борт, пятый на корме.

Общий вес брони на корабле составлял 4175 тонн.Броня толщиной более 51 мм была крупповской, более тонкая же гомогенной стале-никелевой.Главный броневой пояс толщиной 229 мм имел длину 79 м. При нормальном водоизмещении броневые плиты возвышались над ватерлинией на 0,66 м и уходили под воду на 1,68 м. В носовой части толщина пояса постепенно уменьшалась: на протяжении 4,8 м она составляла 178 мм, затем — 127 мм, после — 102 мм и затем до форштевня — 76 мм. В корму от траверзной переборки шли 51-мм броневые плиты, установленные на рубашку из двух слоев 12,7-мм судостроительной стали; таким образом, общая толщина пояса здесь достигла 76 мм.За пределами цитадели карапасная палуба в корме имела толщину 63 мм.Верхний пояс имел толщину 203 мм. В носовой части толщина броневых плит обоих поясов была одинаковой.Броневой траверз примыкал к барбету кормовой башни под углом; толщина его на уровне главного пояса равнялась 254 мм, выше — 203 мм. Носового траверза не было.Установки главного калибра: барбеты 305—152-мм (выше бортового бронирования барбеты защищались плитами в 305 мм и плитами в 152—203 мм за поясом), башни 305—203.234 мм установки защищались бронёй в 229 мм и имели 102-мм барбеты, которые несколько выступали за обвод борта, образуя спонсон, бронированный 229-мм плитами.Основное отличие схемы бронирования «Кинга Эдуарда VII» от всех его предшественников— защита 152-мм артиллерии, такая же как и на ранее построенном для японцев броненосце «Микаса»: единая бронированная батарея — верхняя цитадель — толщина брони цитадели составляла 178-мм.Никакой конструктивной броневой подводной защиты корабли типа «Кинг Эдуард VII» не имели.

-9

-10

На кораблях серии были установлены четырёхцилиндровые паровые машины тройного расширения. Первоначально все корабли должны иметь только водотрубные котлы Бельвиля, но по рекомендации Специального комитета броненосцы были использованы для сравнения новых типов котлов. Для тестирования были выбраны три типа использовавшиеся на флоте: британский Бэбкок и Ярроу, французский Niclausse, и немецкий Дюрр. По этому корабли несли различное количество котлов разных типов: «Кинг Эдуард VII» 10 Babcock & Wilcox + 6 цилиндрических,«Доминион» 16 Babcock & Wilcox,«Коммонуэл» 16 Babcock & Wilcox,«Хиндустан» 12 Babcock & Wilcox + 3 цилиндрических локомотивных,«Нью Зиленд» 18(по Парксу -12) «Никлосс» + 3 цилиндрических,«Африка», «Британия», «Хайберния»: 12 Babcock & Wilcox + 3 цилиндрических.Котлы французских изобретателей братьев Никлосс и английской фирмы «Бэбкок энд Уилкокс» были очень похожими: они имели наклонно расположенные трубки и верхний коллектор, но отличались числом топок (две у системы Никлосса и три у «Бэбкок энд Уилкокс»).Опыт эксплуатации (не только броненосцев) показал, что котлы Niclausse, как правило, уступают типу Belleville, в то время как Бэбкок, Ярроу и Дюрра были вполне удовлетворительными.На ходовых испытаниях все корабли, кроме «Хайбернии», развили проектную мощность (18 000 л. с.) и достигли контрактной скорости (18,5 узла). Особых претензий к установленным котлам Никлосса у англичан не было. Если в России и США их эксплуатация вызывала массу нареканий, то в Британском флоте, из-за более высокой квалификации обслуживающего персонала — они показали себя вполне работоспособными, хотя и уступали по некоторым параметрам котлам «Бэбкок энд Уилкокс».

Корабли этой серии стали первыми с 70-х годов 19 века английскими линкорами с балансирными рулями и были очень маневренны и отзывчивы на управление.Тактический диаметр циркуляции составлял на 15 узлах всего 310 метров. Но из-за этой "чуткости" при движении походным строем броненосцы отличались неустойчивостью на курсе,вихлянием-в связи с чем заслужили на флоте прозвище "Шатающаяся восьмерка" (Wobbly Eight) . Хотя это прозвище относят и на счет сильной качки из-за чрезмерной остойчивости.Правда остойчивость позволила обоим погибшим броненосцам уходить на дно на ровном киле- что минимизировало потери экипажа.

-11
-12

-13


После вступления в строй 8 новых броненосцев составили отряд Гибралтарского пролива Атлантического флота ,стратегический резерв для британских сил на Средиземном море и в водах метрополии. Затем — в составе Флота Канала и во Флоте метрополии.
Начало службы броненосцев было заполнено в основном смотрами,парадами и...интригами.

Sailors_of_HMS_King_Edward_VII…
Sailors_of_HMS_King_Edward_VII…

Как символ мощи «владычицы морей» броненосцы отличались внешним блеском и обла­дали довольно высоким уровнем комфор­та. На каждом из броненосцев содержал­ся свой штатный оркестр, по традиции со­стоявший в основном из мальтийцев и итальянцев. Были оборудованы пекарни, снабжавшие команду свежим хлебом; в обиходе матросов помимо ложек появи­лись ножи и вилки. По меркам тогдашнего Российского флота кажется невероятным, но на британских линкорах даже имелись небольшие типографии. Так, по воспоми­наниям адмирала Корк-и-Оррери, на «Хибернии», укомплектованной преимуще­ственно ирландцами, для офицеров изда­вался ежемесячный журнал «The Shillelagh» («Дубинка»). Проходившие службу гарде­марины посчитали, что этого мало, и нача­ли выпускать второй журнал — «The Green'un» («Зеленый» — от национального цвета Ирландии). Правда, последний про­существовал недолго: адмирал Бересфорд закрыл его за вольнодумство.

В июле 1911 года броненосцы типа «Кинг Эдуард VII» участвовали в грандиозном па­раде на Спитхедском рейде — Коронацион­ном ревю в честь нового монарха Георга V, занявшего трон после кончины Эдуарда VII. 1 декабря того же года один из кораблей восьмерки — «Нью Зиленд» — переимено­вали в «Зеландию», так как его первона­чальное название потребовалось для но­вейшего линейного крейсера, заказанного на деньги этого доминиона. Любопытно, что предложение присвоить «Нью Зиленду» имя «Каледония» (древнеримское назва­ние Шотландии) вызвало недовольство новозеландской общественности; в итоге линкор получил созвучное, но бессмыс­ленное название (как известно, датский остров Зеландия никакого отношения к Британской империи никогда не имел).

-15
-16

-17
-18

В ноябре 1912 года восемь «Эдуардов», составлявших 3-ю эскадру 1-го флота, от­правились на Средиземное море. В то вре­мя на Балканах разразился Балканская война , Черногория вторглась на территорию Албании (тогда турецкой) и осадила город Скутари (ныне Шкодер). Осада затянулась,но позиция Австро-Венгрии привела к формированию коалиции великих держав и созданию международных сил для оказания давления на Черногорию. В блокаде побережья этой страны участвовала и «Шатающаяся восьмерка». В 1913 году корабли вернулись в метрополию

Теперь по интригам. Во Флоте Канала,согласно пожеланию венценосного тезки , «Кинг Эдуард VII» стал флагманом, 5 марта на нем поднял флаг адмирал Ч.Бересфорд.

KE7_flagman_admirala_Beresforda
KE7_flagman_admirala_Beresforda

Незаурядная личность, родовитый ари­стократ и «светский лев» Бересфорд был непримиримым врагом Джекки Фишера. Он сам претендовал на пост Первого мор­ского лорда и возглавил оппозицию, вклю­чавшую широкий круг высокопоставленных лиц, недовольных проводимыми реформа­ми. Любопытно, что после постройки «Дредноута» в его лагере оказался и Вильям Уайт, не желавший мириться со стремителыным устареванием созданного им флота. В Адмиралтействе и офицерской среде произошел беспрецедентный раскол на сторонников и противников адмирала Фишера.

-22

Отражалось это и на службе. В ноябре 1907 года Флот Канала проводил учебные стрельбы ,в это время Бересфорда озадачили подготовкой парада в Спитхэде в честь встречи двух императоров — Эду­арда VII и Вильгельма (фото выше).Он распорядился немедленно прекратить учения и заняться покрасками и надраиванием медных бляшек.

С крейсера «Гуд Хоуп» контр-адмирал Перси Скотт ( бу­дущий изобретатель знаменитой систе­мы управления огнем , «человек, на­учивший британский флот стрелять») отсемафорил впереди идущему крейсеру «Роксбург» - «Поскольку покраска куда важнее, чем артиллерийские стрельбы, вам лучше вер­нуться, чтобы хорошо выглядеть к 8-му числу». Командир «Роксбурга» попросил разрешения продолжить стрельбы ,добавив, что «поскольку погода позволяет, мы мо­жем покрыть ржавчину на трубах свинцо­вым суриком прямо в море».

Об обмене сигналами доложили Бересфорду,а так как Скотт был ярым сторонником Фишера,пользуясь случаем ,затребовал увольнения Скотта с командира 1-й дивизии крейсеров.Но история попала в прессу и конфликт двух группировок стал публичным. Попытка короля во время личного визита на свой броненосец в августе 1908 года уговорить Бересфорда пойти на компромисс успеха не имела.

И тогда он дал добро на подготовленный Фишером план реорганизации Королевского флота , согласно которому Флот Канала упразднялся и превращался во 2-ю ди­визию Флота метрополии (Home Fleet). Адмирал Бересфорд потерял свою долж­ность и в марте 1909 года подал в от­ставку.

-24

С «Шатающейся восьмеркой» связано и создание британской морской авиации.После успешных опытов американцев по взлету с крейсера "Бирмингем" и посадке на крейсер "Пенсильвания" Адмиралтейство выделило для аналогичных экспериментов "Африку". На нем поверх носовой башни от боевой рубки до форштевня смонти­ровали наклонные направляющие наподо­бие рельсов, по которым мог скользить поплавковый гидросамолет. Сам само­лет— биплан «Шорт» S.27 — был поднят и установлен на им­провизированной эстакаде с помощью грузовой стрелы, прикрепленной к фок-мачте. 10 января 1912 года лейтенант Чарльз Сэмсон успешно взлетел с корабля  — впервые в истории британского флота (По всей видимости, пробный взлет с «Африки» Сэмсон сделал еще в декабре 1911 года, но по ряду причин он решил сохранить этот факт в тайне). Правда, при сходе с направляющих аэроплан нырнул вниз и коснулся воды, но, к счастью, быстро взмыл вверх. Сделав несколько кругов на высоте около 250 м, Сэмсон под крики «ура» повернул к берегу и приземлился на аэродроме в Истчерче.

В мае эстакаду со всем необходимым хозяйством перенесли на однотипную «Хибернию», и лейтенант Сэмсон повторил свой трюк на королевском смотре в присутствии Георга V. Затем взлетное оборудование передали третьему броненосцу — "Лондон".

С началом мировой войны 3-я эскадра, состоявшая из «Эдуардов», входила в состав Гранд-Флита. Однако эскадра, прозванная «шатающейся восьмеркой», ни разу не вступила в бой с вражескими кораблями.

Но потери она понесла. «King Edward VII» в 1916 г. подорвался на минном поле, выставленном германским рейдером «Mowe», и спустя 12 часов затонул. Потерь в экипаже не было.Эсминцы перед попыткой буксировки сняли всех людей. Броненосец «Britannia» торпедировала у мыса Трафальгар немецкая подлодка UB-50 9 ноября 1918 года. Из 4-х торпед цели достигли две.Через 2,5 часа линкор затонул. Потери экипажа 50 убитых и 80 раненых.Всего за 2 дня до перемирия.Он стал последним крупным кораблем, погибшим в мировой войне.

Экипаж «Africa» во время пребывания в Сьерра - Леоне в 1918 году перенес эпидемию испанки ,заболело 476 человек,из них 52 летальных исхода.

HMS_King_Edward_VII_(1903)_sinking_on_6_January_1916
HMS_King_Edward_VII_(1903)_sinking_on_6_January_1916

«Commonwealth» и «Zeelandia» в 1918 г. переоборудовали для действий против береговых позиций. На них установили треногие мачты с дальномерами, а вместо батареи промежуточного калибра — четыре 152-мм пушки на верхней палубе. «Africa» списали в 1920 г.; остальные были списаны в 1921 г. и сразу сданы на слом.

Australian_soldiers_visiting_HMS_Commonwealth_in_1919
Australian_soldiers_visiting_HMS_Commonwealth_in_1919
King_Edward_VII_
King_Edward_VII_

Fleet saluting Dreadnought
Fleet saluting Dreadnought

По комплексу боевых характеристик предпоследние британские броненосцы выгодно отличались от предшественников и уже были сравнимы с лучшими мировыми образцами.Они были хорошо сбалансированными кораблями, с адекватной броневой защитой, хорошей скоростью и сносной мореходностью .Основным недостатком было использование дополнительного промежуточного калибра. Но это была особенность времени. На рискованный шаг единого главного калибра пойти было некому(Уайт сильно закоснел в своей колее однотипных практически кораблей) ,да и рано,не было опыта сражений,которые бы показали данную тенденцию.

В итоге при фактически увеличившейся дистанции боев корректировка по разрывам 305 мм и 234 мм снарядов была затруднительна и при этом чревата ошибками на сотни метров.Предложение артиллеристов заменить весь 152 мм на 234 мм тоже не прошло-это требовало полного перепроектирования из-за значительного смещения весовых характеристик и опасений за сохранность корпуса при стрельбе.

Из-за стремительного развития военно-морских технологий период "силы" новых линкоров был недолог. Резкий качественный скачок с появлением дредноутов перевел и шатающуюся восьмерку и их современников в разряд устаревших.

"Эдуарды" оказались миролюбивыми(они ни разу не стреляли по вражеским кораблям) и очень бережными к своим экипажам(несмотря на гибель двух кораблей гораздо опаснее для моряков оказалась "испанка",погубившая больше жизней чем мины и торпеды).

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам