Расскажем об одном из самых востребованных и живучих поджанров научной фантастики.
Если упростить, то космическая опера, это такое своеобразное фэнтези (плюс другие приключенческие жанры), перенесенное «космический» антураж.
Классические примеры — вселенная «Звездный войн» или серия романов Эдгара Райса Берроуза про Джона Картера (если не читали, то специально для вас первую книгу цикла в 2012 году экранизировали Disney).
К жанру этому фанаты «твёрдой» научной фантастики обычно относятся свысока, потому что на всяческие научно-технические «обоснуи» в правильной космической опере принято не обращать внимания. Есть такая технология и точка.
Понятно, что граница очерчена очень условно. Подобный описанному подход давно проник и в более традиционную фантастику. К примеру, в советской НФ первопроходцами метода стали братья Стругацкие. Придуманная ими литературная вселенная Полудня имеет ряд признаков космооперности. Забавно, что при всем этом братья пренебрежительно отзывались об этом направлении.
Станислав Лем тоже не утруждал себя детальным описанием технологий и физических принципов, когда ваял сагу про Ийона Тихого, но этот формат все же носит название «юмористическая фантастика».
«Если слезливое чтиво для домохозяек называют „мыльной оперой”, то халтурную жвачку про космолеты и спасателей миров можно смело называть „космической оперой”» ~ Уилсон Такер, 1941 год.
Итак, в космоопере важны не научная обоснованность, а увлекательный сюжет, атмосфера, герои, но самое главное — проработанность вселенной в целом. Технологическая и научная стороны чудес носят характер столь же условный как магия и средневековье в фэнтези.
Как известно, «крестный отец» этого жанра в кинофантастике Джордж Лукас вообще на практике применял учение о мономифе фольклориста Кэмпбелла, для чего нашпиговал свою вселенную стандартными для волшебной сказки персонажами и сюжетными поворотами.
Итак, каковы особенности традиционной космической оперы?
Во-первых, парадоксальное соединение архаичной социальной структуры (рабовладельческое или феодальное общество) с ультимативным развитием технологий, дающих огромное могущество человеку над природой. Все эти бластеры, межзвездные космические полеты на сверхсветовых скоростях, сворачивание пространства, телепортация, сферы Дайсона и боевые станции, способные за секунду разнести планету.
При этом вплоть до конца XX века очень недоразвитыми (или противоречиво развитыми) представлялись информационные технологии. Разумные говорящие компьютеры, но при этом ввод информации на перфокартах или перфолентах. Естественно, нынешняя космоопера этого недостатка лишена. Хотя мы, конечно, не знаем насколько наивно будет выглядеть современное кино и литература в глазах потомков лет этак через 40-50.
В-третьих, нарочитая антропоморфность инопланетян. Вспомните тот же «Звездный путь». Иногда это объясняется рационально (общие предки, дальние потомки), но чаще вообще никак.
Какие разновидности космооперы нам известны?
«Космический вестерн». Нетленная классика: сериал «Светлячок» Джосса Уидона (Firefly, 2003).
Планетарный романс. Действие происходит преимущественно на одной планете. Разумеется, на ум приходит мир «Дюны» Фрэнка Герберта. Кстати, о ней у нас тоже есть познавательная статья. Увы, отделить в этой огромной литературной вселенной элементы планетарного романса от следующего типа не так уж просто.
Кроме того, под описание подходят многие книги Урсулы Ле-Гуин («Планета Роканнона», некоторые другие романы хайнского цикла) и Ли Брэкетт.
«Звездные короли» или близкий ему поджанр «Имперская космоопера». Собственно, все, что вы любите. Короли, принцессы, межзвездный феодализм, дуэли. «Мечи и бластеры», если обозначить формат более ёмко.
Естественно, «Звездные войны», а также давший название формату роман Эдмонда Гамильтона «Звёздные короли» (если не читали, непременно познакомьтесь).
***
Подпишитесь на наше Яндекс-сообщество, чтобы читать о жанрах фантастической литературы.