Найти тему

Кинокамера Лада. Большая золотая медаль 1965 года.

Кинокамера Лада.
Кинокамера Лада.

В 1963 году на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО) был начат выпуск киноаппарата с таким родным и ласковым названием Лада. Камера была рассчитана на киноплёнку 2х8 мм., т. е. 16-ти мм. плёнку на бобине, которая экспонировалась дважды — сначала одна половина, затем, после переворота, вторая. После проявки плёнка разрезалась вдоль оси специальным ножом. На одной бобине помещалось 10 м. плёнки (7,5 м. после обрезки засвеченных концов) и в итоге, после разрезания получалось 15 м кинофильма. Размер кадра 3,55х4,9 мм..

Объектив ПФ-2 кинокамеры Лада.
Объектив ПФ-2 кинокамеры Лада.

Объектив ПФ-2 имеет относительное отверстие (диафрагму) от f/1,7 до f/16 и четырёхкратный трансфокатор (фокусное расстояние меняется от 9 до 37 мм.). Кинокамера имеет четыре значения частоты кадров — 8, 16, 24 и 48 к/сек., и покадровую. Так же в камере имеется фотоэкспонометр, сопряжённый с автоматической установкой диафрагмы. Она изменяет своё значение прямо в процессе работы киноаппарата в зависимости от освещения и обеспечивает высокое качество съёмки. При желании можно использовать и ручной режим. Протяжка плёнки пружинная. Одного завода пружины хватает на 2,5 м. плёнки. Наводка на резкость кольцом объектива. Для макросъёмки в комплект входили дополнительные линзы 2, 3 и 5 диоптрий.

Перечитал написанное, и понял, что аппарат заслуживает больше, чем сухое перечисление его характеристик. Ведь для своего времени камера была поистине Ладой (ладной), и очень соответствовала этому старому русскому слову. Поэтому расскажу о ней заново, но в ключе её имени.
Очень удобный размер кадра 3,55х4,9 мм. позволял просматривать снятый ею материал имеющимися распространёнными проекторами.

Великолепный трансфокатор имел четырёхкратное изменение угла съёмки и очень удобный рычаг на правой стороне корпуса для его изменения прямо в процессе съёмки, а прямое визирование через объектив, исключало паралаксные ошибки. Большое поле визирования позволяло видеть через окуляр немного больше, чем попадающее в кадр на плёнке. При съёмке кадрирование осуществлялось по прямоугольному окну в красном общем круглом поле, и оператор заранее мог видеть, что попадёт в кадр через мгновение.

Плавное изменение фокусного расстояния кольцом на объективе помогало сохранять резкость при изменении расстояния до объекта. Окуляр имел поправку в 5 диоптрий в обе стороны, а этого достаточно, чтобы смотреть в него без очков большинству пользователей. Для получения спецэффектов, плёнку можно отмотать назад на 50 кадров приставной ручкой, вставляемой в гнездо со сдвигаемой крышкой выше взводной скобы при нажатой спусковой кнопке. А для перехода с обычной съёмки на покадровую, не нужно ничего переключать.

На поворотном рычаге изменения фокусного расстояния имеется две кнопки - одна на её основании для покадровой съёмки, вторая - на её конце, для обычной. При нажатии на неё, можно тем же пальцем двигать сам рычаг и плавно приближать или удалять объект съёмки. Поворотом покадровой кнопки спуска, блокируются обе кнопки.

Камера имеет автоматическую установку экспозиции. Для этого под объективом находится переключатель на три положения - А - автоматическая, Р - ручная и К - контроль батареи. Батарея - 3 элемента РЦ-53, устанавливаемые в гнездо с крышечкой в отсеке для плёнки. Вручную диафрагма устанавливается рычажком диафрагмы, сдвинутым в положение "Р". У него небольшой ход, но работает очень оперативно. А выбранное значение подсвечено и видно в нижней части поля зрения через окуляр.

Переключатель выбора чувствительности и диафрагмы на светоприёмнике экспонометра.
Переключатель выбора чувствительности и диафрагмы на светоприёмнике экспонометра.

Чувствительность плёнки и частота кадров устанавливаются двумя кольцами на светоприёмнике, расположенном выше объектива. Переднее кольцо оттягивается вперёд и напротив числа 16 диафрагмы устанавливается чувствительность. Затем поворотом всей головки устанавливается требуемая частота кадров. Под светоприёмником расположено ещё одно круглое окошко. Это подсветка шкалы диафрагмы в поле зрения окуляра.

На левой панели камеры есть ещё одно интересное окно. Это счётчики экспонированной плёнки в метрах и кадрах. Сброс их значений происходит при перезарядке. Крышка фильмового отсека открывается поворотом первого от корпуса кольца объектива до освобождения фиксатора в прорези кольца.

Внутри фильмового отсека устанавливаются две катушки с плёнкой. Верхняя - подающая, нижняя приёмная. Схема укладки плёнки нарисована внутри. Камера имеет съёмную рукоятку, которая прикручивается к нижней панели корпуса.
Если нужны какие-то дополнительные разъяснения, читайте в руководстве по адресу - eugigufo.net/files/photovideo/video/ladaorig.pdf

И ещё - на Лейбцигской ярмарке 1965 года камера получила большую золотую медаль.

Подписывайтесь, комментируйте, оценивайте и делитесь в соц. сетях.
Спасибо.

С. Андрианов.