«Крем Сода» в контексте «Мертвых ласточек»
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствует репост материала в соцсетях!
Так получилось, что у нас в стране публика делится на две части (как правило). Одна понимает кино, вторая разбирается в поп-музыке. Поэтому для одних словосочетание «никаких больше вечеринок» - это нечто вроде объявления на дверях закрытого клуба. А для вторых – «мертвые ласточки», это просто умершие птички.
Для начала поясним, что клип российской группы «Крем Сода» «Никаких больше вечеринок» содержит в себе очевидные отсылки к отечественному фильму «Мертвые ласточки». Если думаете, что клип про «резвище» на природе, то ошибаетесь. Он про выдуманный ритуал, «поцелуй русалки», который приносит много рыбы. А именно то самое доказательство, что ты был действительно на рыбалке, когда «уехал на рыбалку».
Более подробный анализ клипа, который уже не первую неделю пребывает на вершине чартов, оставим музыкальным каналам, а сами сосредоточимся на киноленте, в известной степени данный клип вдохновившей. Фильм Натальи Першиной «Мертвый ласточки» увидел свет в 2018 году. Его определяли как фольклорный хоррор, хотя это не совсем точно. Это смесь мистического нуара и традиционной народной сказки.
От мистического нуара фильму достался смазливый певун, причем, с изрядной гнильцой. А также обрез двухстволки и загадочное место, из которого как бы невозможно выбраться. А ещё бывший зек Сашок, которого играет Александр Баширов (сквозной персонаж, что в упоминаемом клипе, что в рассматриваемом фильме). А еще из нуара пришло отсутствие формальной логики, которую вытесняет параноидальная паника, постепенно переходящая в одержимость. Из сказки же пришла часть персонажей, которые оказались отнюдь не детскими, и категорически недобрыми.
Многие смотревшие пытались определить, где происходит действие картины. Врать не буду, понятия не имею, где снимался фильм, но сюжетное действие должно происходить в 30 километрах к северу от Ярославля, вверх по течению Волги, где река делает резкий излом. Там по древним преданиям находились врата в «мир смерти».
А ещё главные герои фильма постоянно сталкиваются с большим медведем, который является символом и «гением места» Ярославля. Опять же оба героя работают где-то в театре (один молодой артист, второй - осветитель). Если мы говорим «российский театр» и подразумеваем не МХАТ, то это архетипичная «первая русская сцена», которая расположена опять же в Ярославле.
Нельзя не отметить точное попадание «гниловатого» главного героя в присказку «Ярославцы – все красавцы». Оную в последнее время пытаются сделать едва ли не слоганом тысячелетнего города, хотя в свое время она звучала с явно негативным подтекстом. Мол, ярославцы чистоплюи, собой любуются, работать не хотят, полагают, что весь мир им должен.
Сайт про нуар http://noir-film.ru/
Но вернемся в действие фильма. Несмотря на опасения, лента на удивление хороша. Смотрится «на раз». Очень атмосферная, местами реально пугающая. Сделана в лучших советских традициях (когда мы подразумеваем качественный кинематограф). Вообще идея скрестить сказку из советского прошлого с мрачнейшим психологическим нуаром – достойна одобрения. Важно нагнетание обстановки, пугающие фразы, которые на первый взгляд не таят в себе ничего страшного. Например, Сашок (А. Баширов) говорит: «А у вас мясо есть?» - и ты видишь в нём уголовного каннибала.
Одним словом - фильм достоин просмотра. На этом заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро вернемся к анализу отечественных фильмов, которые можно назвать нуарными. А потому не забывайте читать наши материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»