Найти тему
Андрей Ковалев

Морские ворота Санкт-Петербурга. Как создавался грузовой порт.

-2
Помните мультик «В порту» из далекого детства с лиричной песенкой: мы пришли сегодня в порт? Вот, сегодня про Питерский порт. Который грузовой.

Параллельно с основанием Санкт-Петербурга, стал развиваться порт. Петр Первый понимал, насколько важно для страны морское сообщение с миром. И уже в 1703 году в город вошло первое иностранное торговое судно. По легенде сам Петр встретил его у острова Котлин (Кронштадт) и привел в город как лоцман.

Порт располагался тогда у домика Петра на нынешней Петровской набережной. Позже его перенесли на оконечность Васильевского острова около биржи. Но поскольку туда могли заходить суда только с малой осадкой, было решено построить порт в Кронштадте. Там началось большое строительство: причалы, доки для ремонта кораблей, склады, пакгаузы.

Но снова незадача: чтобы доставить товары в Петербург, приходилось перегружать товары с больших кораблей на баржи и малые суда и небольшими партиями отвозить в Петербург. Двойная перегрузка и путь до города увеличивали срок доставки товаров до 7-12 дней. Такая логистика не устраивала даже в те неторопливые времена.

Было понятно, что нужно увеличивать глубину морского канала. На «тендер» было выставлено несколько проектов строительства морского канала. Предприниматель Путилов предложил свой проект с одновременным развитием порта в дельты Невы у Гутуевского острова.

Проект Путилова приняли и уже в мае 1885 года долгожданный морской канал открыли. Канал обеспечил прибытие судов к Гутуевскому, Вольному, Турухтанному и Гладкому островам. На последнем началось строительство Лесной гавани.

Старая карта порта. 1906 год.
Старая карта порта. 1906 год.

Порт Кронштадт остался только военной гаванью.

И в Петербург напрямую начали прибывать суда из Англии, Франции, Бельгии, Голландии, США.

Гавань Гутуевского ковша. 1914 год.
Гавань Гутуевского ковша. 1914 год.

После октябрьской революции порт был, понятное дело, национализирован. Дело немножко застопорилось. Но уже в начале 20-х годов прошлого столетия порт стал оживать и принимать иностранные суда.

Погрузка судов в порту Петрограда. 20-е годы прошлого столетия.
Погрузка судов в порту Петрограда. 20-е годы прошлого столетия.

В период Великой отечественной войны многие здания и сооружения порта были разрушены.

В послевоенные годы основной задачей правительства города стало восстановление порта, с которой оно успешно справилось.

Главные ворота Ленинградского морского торгового порта. Судя по машинам, годы 60-е.
Главные ворота Ленинградского морского торгового порта. Судя по машинам, годы 60-е.

В 1962 году Иосиф Бродский написал замечательное стихотворение «Баллада о маленьком буксире» с такими словами:

Я — буксир.

Я работаю в этом порту.

Я работаю здесь.

Это мне по нутру.

-----

На рассвете в порту,

когда все еще спят,

я, объятый туманом

с головы и до пят,

отхожу от причала

и спешу в темноту,

потому что корабль

появился в порту.

В 70-80 г.г. порт уже стал неотъемлемой частью города, куда заходили грузовые и пассажирские суда со всего мира.

Приходящие в порт суда встречала такая надпись. Сейчас она облагорожена и подсвечена.
Приходящие в порт суда встречала такая надпись. Сейчас она облагорожена и подсвечена.
-8

А сегодня морской грузовой порт «Большой порт Санкт-Петербург» - крупнейший порт на Северо-Западе России, с круглогодичной навигацией.

-9

Это четыре грузовых района с большим количеством стивидорных компаний, современным оборудованием и большим грузооборотом.

-10

Читайте на канале:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц