Помните мультик «В порту» из далекого детства с лиричной песенкой: мы пришли сегодня в порт? Вот, сегодня про Питерский порт. Который грузовой.
Параллельно с основанием Санкт-Петербурга, стал развиваться порт. Петр Первый понимал, насколько важно для страны морское сообщение с миром. И уже в 1703 году в город вошло первое иностранное торговое судно. По легенде сам Петр встретил его у острова Котлин (Кронштадт) и привел в город как лоцман.
Порт располагался тогда у домика Петра на нынешней Петровской набережной. Позже его перенесли на оконечность Васильевского острова около биржи. Но поскольку туда могли заходить суда только с малой осадкой, было решено построить порт в Кронштадте. Там началось большое строительство: причалы, доки для ремонта кораблей, склады, пакгаузы.
Но снова незадача: чтобы доставить товары в Петербург, приходилось перегружать товары с больших кораблей на баржи и малые суда и небольшими партиями отвозить в Петербург. Двойная перегрузка и путь до города увеличивали срок доставки товаров до 7-12 дней. Такая логистика не устраивала даже в те неторопливые времена.
Было понятно, что нужно увеличивать глубину морского канала. На «тендер» было выставлено несколько проектов строительства морского канала. Предприниматель Путилов предложил свой проект с одновременным развитием порта в дельты Невы у Гутуевского острова.
Проект Путилова приняли и уже в мае 1885 года долгожданный морской канал открыли. Канал обеспечил прибытие судов к Гутуевскому, Вольному, Турухтанному и Гладкому островам. На последнем началось строительство Лесной гавани.
Порт Кронштадт остался только военной гаванью.
И в Петербург напрямую начали прибывать суда из Англии, Франции, Бельгии, Голландии, США.
После октябрьской революции порт был, понятное дело, национализирован. Дело немножко застопорилось. Но уже в начале 20-х годов прошлого столетия порт стал оживать и принимать иностранные суда.
В период Великой отечественной войны многие здания и сооружения порта были разрушены.
В послевоенные годы основной задачей правительства города стало восстановление порта, с которой оно успешно справилось.
В 1962 году Иосиф Бродский написал замечательное стихотворение «Баллада о маленьком буксире» с такими словами:
Я — буксир.
Я работаю в этом порту.
Я работаю здесь.
Это мне по нутру.
-----
На рассвете в порту,
когда все еще спят,
я, объятый туманом
с головы и до пят,
отхожу от причала
и спешу в темноту,
потому что корабль
появился в порту.
В 70-80 г.г. порт уже стал неотъемлемой частью города, куда заходили грузовые и пассажирские суда со всего мира.
А сегодня морской грузовой порт «Большой порт Санкт-Петербург» - крупнейший порт на Северо-Западе России, с круглогодичной навигацией.
Это четыре грузовых района с большим количеством стивидорных компаний, современным оборудованием и большим грузооборотом.
Читайте на канале: