Рассматривая вопросы проектирования,строительства и боевого применения линейных кораблей,мы до сего дня довольно деликатно обходили приземленные вопросы стоимости всего этого удовольствия.
Безусловно,не секрет,что большие железные корабли -весьма дорогие аксессуары в короне любой империи.Но лучше ближе к делу,деньги любят счет и точность.
Начнем,естественно,с владычицы морей.
Броненосец "Дредноут"(1906),так по революционному перевернувший линкоростроение во всемирном масштабе,обошелся казне Его Величества в 1 797 497 ф.ст. Для сравнения-додредноут "Лорд Нельсон"(1904) потянул на 1 500 000 ф.ст., а броненосцы начала века-типа "Принс оф Уэлс"(1901) обходились всего по миллиону за штуку.
"Колоссус"(1910)- 1 730 000 ф.ст.
Бразильцы уступили туркам почти достроенный линкор в январе 1914-за 2 725 000 ф.ст. .А британцы его сделали "Эджинкортом" совершенно бесплатно.
"Куин Элизабеты" (1912) стоили по 2,5 миллиона ф.ст. за штуку.Если точнее-
"Queen Elisabeth"- 2.408.000
"Warspite"- 2.524.148
"Valiant"- 2.537.037
"Barham"- 2.408.000
"Malaya"- 2.945.709. Бедных малайцев на верноподданических чувствах вообще как липку ободрали. Джентльмены,чо...
"Айрон Дюки"(1911)же были экономичнее- всего 1 891 600 .
"Ройял Соверены"(1913) в среднем уложились в 2,5 миллиона паундов.
Наверно,надо ,для сравнения,привести счета за линейные крейсера Британской империи- "Тайгер"(1912) -2 593 095 ф.ст.,"Лайоны"(1909)- 2 087 000 ф.ст.,"Инвинсиблы"(1906)- 1 752 000 ф.ст.
Дальше -больше- " Нельсон" 7, 504 млн фнт стерл ," Родней" 7,617 млн фнт стерл., "Худ" 6,025 млн фнт стерл. Но надо иметь в виду-что за войну фунт стерлингов сильно похудел.Денежная масса в обращении увеличилась в 16 раз, рост товарных цен оценивают как двухкратный.
Курс фунта стерлингов относительно доллара США в течение всей войны оставался на довоенном уровне, потому что в это время уменьшалась покупательная способность доллара. Когда в 1919 г. Англия прекратила проведение политики валютной интервенции, курс фунта стерлингов снизился с 4,867 до 3,4 долл.
Американскому бюджету вторая серия дредноутов-типа "Делавар" (1907)обошлась в 789 200 ф.ст. без вооружения за штуку.Броненосец "Айова"(1896)-кстати- миллион ф.ст. за штуку.
По факту стоимость строительство «Невады» и «Оклахомы»(1914) обошлось в 13 645 360 долл., или более чем по 6,8 млн. долл. за корабль. Впрочем, фактическая стоимость строительства «Пенсильваний» также превысила плановую цифру, составив примерно 8 млн. долл. А во-вторых, дело в том, что речь идет о стоимости строительства без учета брони и вооружения: для двух линкоров типа «Невада» затраты по указанным статьям составили 9 304 286 долл. Другими словами, полная стоимость «Невады» составила 11 401 073, 04 долл., а «Оклахомы » – и того больше, 11 548 573,28 долл. За "Пенсильванию"(1913) с полным фаршем(с броней и вооружением) налогоплательщики выложили 13 393 681,68 доллара ,за "Аризону"- 12 593 531,84 доллара.
Третья республика тратила на флот больше второго рейха,только результат был похуже.Линкоры типа "Бретань"(1912) стоили французам по 2 908 000 ф.ст.,"Курбэ"(1910)-2 175 000 ф.ст.
Парадокс,но за устаревшие еще на стапеле додредноуты "Дантон"(1907) французская казна заплатила по 2 190 000 ф.ст. за каждый из 6 броненосцев.Надо отметить,что и ранее расценки французских корабелов были весьма высокими-броненосец "Сюффрен"(1899) они построили родному флоту всего за 1,2 миллиона ф.ст.
Финансовое ведомство Германской империи также не скупилось на новые игрушки для кайзера. Фактическая стоимость постройки дредноута “Кайзер” составила 44.997 тыс. золотых марок (22.498.500 руб. золотом) против, соответственно, 46.196 тыс. золотых марок (23.098 тыс. руб.золотом) “Гельголанда”, или 37.399 тыс. золотых марок (18.699500 руб. золотом) фактической стоимости постройки “Нассау”. Фактическая стоимость постройки “Фридрих дер Гроссе” составила 45.802 тыс. золотых марок (22.901 тыс. руб. золотом) . Фактическая стоимость постройки “Кайзерин" составила 45.173 тыс. золотых марок (22.586.500 руб. золотом) . Фактическая стоимость постройки “Принц-регент Луитпольда” составила 46.374 тыс. золотых марок (23.187 тыс. руб. золотом) . Фактическая стоимость постройки “Кёнига Альберта” составила 45.761 тыс. золотых марок (23.880.500 руб. золотом) .
Для сравнения,Российской империи постройка черноморских дредноутов была утверждена в 27 658 365 руб. 90 коп ( «Руссуд» ) и 29 889 345 руб (ОНЗиВ) .
Не только соображения военной стратегии и планы морских штабов влияли на строительство флотов-но и Экономика и Финансы.Конечно,отсутствие казнокрадства,умение грамотно распоряжаться имеющимися ресурсами также может быть решающим фактором. По крайней мере мотивацию всяких лордов,сенаторов и министров- кроящих бюджеты своих морских ведомств,теперь понять несколько легче. Не так ли?
И вообще,это весьма дорогое удовольствие)
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам