Найти тему
Стакан молока

Для кума Никольщина бражку варит

Художник: Михаи́л Григо́рьевич Богатырёв (1924—1999)
Художник: Михаи́л Григо́рьевич Богатырёв (1924—1999)

Из очерка "Русский обычай"

Святитель и Чудотворец Николай, архиепископ Мир Ликийских (+ около 345-350 от Рождества Христова; память 9(22) мая, 29 июля (11 августа), 6(19) декабря)… Крестьяне, не ведающие азы и буки, слушали жития святых на божественных литургиях либо с уст богомольных книгочеев и, обсуждая жития, обращая жития в народные мифы, облекли образ Николай Чудотворца такой всерусской коленопреклонной любовью, что лишь Христос Спаситель и Богородица в сем любовном почитании, в молитвенном поклонении встали выше сего Христова Угодника. Не случайно же после Крещения Руси по берегам морей, рек и озер воссияло несметное число храмов, часовен, монастырей в честь Николая Чудотворца, который в крестьянской мифологии стал русее русских, хотя по глаголам Четьих Миней святого Димитрия Ростовского «святителя Христова Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая перед Богом, взрастила страна Ликийская» (IV век от Рождество Христова, город Патары, земля Ликийская в Малой Азии).

Древний житийный писатель поведал, что святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечение заступая и от смерти освобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великого Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии водят чудотворения его».

Русская Православная Церковь чествует память святителя Николая трижды на году: 9(22) мая – Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (сей день в народе величают – Никола Вешний); 29 июля (11 августа) – Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского; 6(19) декабря блаженное успение святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского (в народном величании – Никола Зимний); к сему всякий четверг Николай Чудотворец поминается в храмах величавыми песнопениями.

Русское простолюдье возлюбило святителя Николая уже и за то, что Христов угодник «прославился великой ревностью к истинной вере, и по преданию, участвовал в I Вселенском Соборе, где с великой духовной страстью защищал Православие от ереси «собаки» Арии, (которого в сердцах заушил… ударил в ухо. – А.Б.). Прославился святой и как великий угодник Божий — отчего русские величают его еще и Никола Угодник. Исполнен был Божией благодати творить благие чудеса: так, усмирил морские волны, готовые потопить корабль с путниками, воскрешал умерших, снабжал хлебом голодных, спасал утопающих на водах, избавлял невинно осужденных от смерти, помогал нуждающимся и скорбящим». (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

Сельские жители уверились, что Никола угодник — крестьянский святой, ибо Никола любит мужика, что Никола чудотворец бродит по Святой Руси в мужичьем обличии, – вот почему: Всем святым по сапогам, а Николе боле, что ходит доле.

Знаменитый народовед Сергей Максимов в Зарайском уезде, Рязанской губернии записал крестьянскую легенду о хождении святого Николая с неким Касьяном; и легенду ту художественно воплотил я в повести «Красная роса»:

«…Про Касьяна я тебе чо скажу: в досельны годы святой был — Касьян Немилостивый. Но это в народе удумали — Немилостивый, а так, конечно, святой... И вот наши деревенски и баяли про его: дескать, Касьян глянеть — цветок вянеть. Глаз у него, мол, урочливый. Которы дак Касьяна и за святого не почитали: дескать, к нечистой силе прилип, с анчуткой беспятым спознался, прости их, Господи, — дед Любим горячо перекрестился.— Тьфу, удумають же всяку холеру... Что за народ?! Да… Но баяли: дескать, брел Касьян напару с Миколой Чудотворцем. Глядять, на дороге мужик мается: телегу увязил в грязи по самы ступицы. Кобылешка из силов выбилась, мужик чуть пуп не сорвал, а воз ни взадь, ни впередь. А тут святые под­ходять... Но чо, мужик и просить Христом Богом: мол, подсобите, люди добры... «Не могу, — это Касьян-то баить, — райску ризу испачкаю. Как я потом в рай ворочусь, Господу Богу на глаза покажусь?!» Микола же Чудотворец — мужик простой — уперся плечом в телегу, поднатужился, да и выпихнул воз на сухое… Дале сказать, пришли они в рай. У Миколы вся риза в грязи извожена. Бог увидал тако дело и спрашиват – все наперед знат, но спрашиват:
«Ты иде это, Миколай, так извозился?»
«Я, – отвечат Микола, — мужику подсоблял воз из грязи вытаскивать...»
«Ладно, — похвалил его Бог да и Касьяна спрашиват. — А ты почто чистый? Вы же напару ходили…»
«Я, Господи, боялся ризу испачкать.»
«Дак это же Я был – тот мужик….»
Перепугался Касьян, забожился:
«Кабы знатьё, дак я бы непременно подсобил.»
А Господь ему растолмачил:
«Я – во всяком, верующем в Меня, и кто любит ближнего, тот любит Меня…»

Словом, не глянулся Боженьке Касьян, и порешил о ту пору, быть Касьяну именинником раз в четыре года, а Миколе Чудотворцу за его доброту — два раза на году. Вот пошто мы и празднуем Миколу Зимнего и Миколу Вешнего. А Касьян Немилостивый – именинник раз в четыре года, 29 февраля. Тяжелый это год, високосный, сказать: и на скотину мор, и народец, бывало, подкосить. Но святой Касьян-то здесь, конешно, не при чем – святой, он и есть святой, молитвенник по грехам нашим, не он карает да милует – Господь Бог. Темь деревенская наплела с три короба и все лесом, выдумала своего Касьяна, прости Господи. Своего… а заправдошний, тот, паря, святой. Да, святой, преподобный…»

Если русские, избрав из сонма святых, особо возлюбили Николая Угодника и воспели в легендах, как первого после Бога святого заступника, то крещенные инородцы по простоте душевной и вовсе почитали святого Николу «вторым русским богом».

Славный сибирский народовед Фирс Болонев писал: «Инородцы Сибири — эвенки, буряты, якуты, принявшие крещение, будучи связаны в основном с русским крестьянством, также из христианских святых особенно отличали Николу-угодника. Так, в Забайкалье было записано такое предание: «М. А. Лукьянова (...) из с. Фомичева рассказывала: «Один бурят тонул в Чикое и обратился: «Святитель Христов, русский Никола, вынеси меня». И он вынес. И еще троих стариков из нашей деревни спас — лодка перевернулась, а они с Божьей помощью спаслись».

На Николу Зимнего (19 декабря) – во всех русских храмах величавый, величальный молебен, а тем паче в Никольских; и в сей же день поселяне справляли никольщину — застолья родственников, соседей с пивом, брагой из зерна нового урожая, с закусками в складчину. Крестьяне говаривали: «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пирожок печет; на Никольщину зови друга, зови ворога — оба друзья будут; Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют (наказывали тех, кто гулял после Никольщины)». С днем святого Николая Угодника (Зимнего) связано изрядно крестьянских примет; вот лишь избранные:

Никола Зимний лошадь на двор загонит, а Никола Вешний (22 мая) откормит;
Какой день в Николу Зимнего, такой и в Николу Вешнего;
Перед Николой иней — овсы будут щедрый; иней на Николу — к хлебороду;
Что Михаил Архангел закует, то Никола раскует – оттепели.

С еще большим торжеством праздновали крестьяне день Николы Вешнего (22 мая): в иных российских уездах сей праздник считался съезжим, — к сельскому храму съезжались крестьяне из ближних деревень, и после величавого молебна, посвященного Николаю Чудотворцу, совершались крестные ходы к рекам и озерам, где совершалось водосвятие, и на хлебные поля. Рекруту, уходящему на службу ратную, вешали на шею медный образок с изображением. О сем дне крестьяне так рассуждали:

Два Николы: один с травой, другой с зимой;

До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи, не тужи;

Сена достает у дурня до Юрья (6 мая по н. ст.), у разумного — до Николы;

Святой Юрий запасает коров (начинает пасти), Никола — коней;

В Николин день выгоняют лошадей на починки, на пашницу, на ночной подножный корм;

Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травой;

Велика милость Божия, коли в Николин день дождик польет;

В Николу лягушка квачет — овес скачет;

До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки».

Project: MolokoAuthor: Байбородин А. Продолжение следует

Книги автора здесь и здесь

Книга "Мы всё ещё русские" здесь