Найти тему
Стакан молока

Когда солнце играет

 Из очерка "Русский обычай"  //Илл.: Юлия Кузенкова. «Пасха». 2002
Из очерка "Русский обычай" //Илл.: Юлия Кузенкова. «Пасха». 2002

Иссякала Страстная седьмица, являлось Светлое Христово Воскресенье — праздник праздников, и к сему величайшему дню душа благочестивого крестьянина очищалась от греховной, плотской скверны Великим постом и, радостная, воскресала со Христом для любви к Вышнему и ближнему.

В пасхальную ночь в церкви величавая служба — пасхальная всенощная с великим молебном и крестным ходом вокруг храма. Все молящиеся, оставив в церкви куличи и пасхи для освящения, в церковной ограде возжигают свечи и ждут, когда светлоризные священники с крестом, иконами и хоругвями выйдут из храма, чтобы крестным ходом обойти вокруг и прийти к «запечатанному гробу» Спасителя. Крестный ход оглашается стихирой:

— Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Обойдя церковь с молитвенным песнопением, крестный ход, приступает к закрытым церковным дверям. Колокола пасхальным звоном возвещают о двенадцати часах ночи, и священник поет:

— Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Церковные двери широко отпахиваются, и ликующий люд входит в храм, словно течет живая река, освященная бесчисленными звездами свечных огней.

«Величайший из христианских праздников — Святая Пасха — является любимым народным праздником, когда душа русская растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с Великим Искупителем мира. (...) Вот фонари расставлены и зажжены, вся церковь осветилась огнями, а колокольня горит, как исполинская свеча, в тишине пасхальной ночи. (...) Вот послышался и первый, протяжный и звонкий удар колокола, и волна густо колеблющегося воздуха торжественно и величаво покатилась по чуткому воздуху ночи. Народная толпа заколыхалась, дрогнула, полетели с голов шапки, и радостный вздох умиления вырвался из тысячи грудей. (...) Через какие-нибудь пять минут в церкви делается так тесно, что негде яблоку упасть. (...) Когда отойдет утреня, ровно в 12 часов, по приказанию ктитора, в ограде палят из пушки или из ружей, все присутствующие в церкви осеняют себя крестным знамением, и под звон колоколов раздается первое «Христос Воскресе». Начинается процесс христосования...» (...) С первого же дня Святой Пасхи, на протяжении всей Светлой седмицы, в деревнях обязательно служат так называемые пасхальные молебны, причем духовенство расхаживает по крестьянским избам непременно в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которые иначе называются «богоносцами» (прихожане, несущие за церковным причтом иконы. — Сост.). (...) Кроме молебна в избе, многие крестьяне просят отслужить еще один молебен, уже на дворе, в честь святых, покровительствующих домашним животным: Власия, Мамонта, Флора и Лавра» (С. Максимов).

А на церковных службах сельские прихожане пристально слушали громогласного священника и зычноголосого дьякона, и среди славословий Бога на пасхальной литургии особо впечатляло православных «Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста»: «Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством!.. (…) Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь»

На пасхальную всенощную или заутренню крестьяне, случалось, приносили семенное зерно пшеницы, ржи, овса, гречихи, либо клали возле домашней божницы в красном углу. Зерно, окропленное святой водой – освященное – в храме или на молебне в избе, смешивали в сусеках с запасами семенного зерна, чтобы уродились добрые хлеба.

Красное, алое, багрецовое яйцо, в досельную пору обычно окрашенное в луковой шелухе, вместе с куличами и пасхами освященное в храме, – верховный мистический символ Пасхи Христовой. «Наши крестьяне повсеместно не знают истинного значения и символического смысла красного яйца и даже не догадываются, что оно знаменует собой мир, обагренный кровию Христа и через то возрождающийся для новой жизни (...) (В Ярославской губернии. — А. Б.) крестьяне, объясняя происхождение пасхального яйца, подходят ближе к истине, хотя далеко не всё себе уясняют. «Перед Пасхой, — говорят они, — Христос был мертв, а потом в пользу христиан воскрес. Вот и яйцо точно так же: оно мертвое, а, между прочим, из него может живой цыпленок выйти» (...), (по крестьянским поверьям. — А. Б.) нельзя, напр., есть яйцо и выбрасывать (а тем более выплевывать скорлупу за окошко на улицу, потому что на протяжении всей светлой седмицы сам Христос с апостолами в нищенских рубищах ходят по земле и по неосторожности в него можно попасть скорлупой (ходит же Христос с целью наблюдать, хорошо ли православные исполняют его завет — оделять нищую братию, и награждает тороватых и щедрых, а скупых и немилостивых наказывает). Затем, крестьяне повсюду верят, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником и, положивши на его могилу яйцо, разбить его потом, покрошить и скормить его «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога. (...) Помогает яйцо и при тушении пожаров: если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами: «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой» (С. Максимов).

Освященными в храме, крашеными яйцами разговлялись после Великого Поста, христосовались, клали на божницу возле святых образов. А через год – в Страстную седмицу накануне Пасхи Христовой – старые пасхальные яйца крошили в зерно, чтобы пшеница щедро уродилась. Крестьяне верили, «помогает яйцо и при тушении пожаров: если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами: «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой» (С. Максимов).

Отроки и мужи забавы ради бились крашеными яйцами; разбитое яйцо переходило к победителю. Среди крестьян находились ловкачи, которые вытачивали деревянные яйца, и так полировали, а потом красили, что и не отличишь от заправдашнего. Ловкачи те били настоящие яйца, забирая их себе, пока их не разоблачали ко всеобщему веселью. Такой обман заведомо был заложен в деревенский, праздничный обряд. Крашеные яйца катали по желобкам или канавкам; и всякий ради выигрыша норовил разбить пасхальное яйцо соперника.

Повсеместно в крестьянской среде жило поверье, что в первый день Святой седьмицы, в Светлое Христово Воскресенье солнце играет, словно вместе с христианским миром радуясь воскресению Христа. Высоколобые материалисты толкуют играние солнца, как перепад температур в атмосфере, но для их безбожного сознание остается непостижимым, отчего солнце играет именно в Пасху Христову.

Русский народ с восторгом и молитвенным умилением от мала до велика высыпал на улицы и поляны любоваться солнечное игрой. Мужики лезли на колокольни, жены с малыми чадами глядели с пригорков. Ребятишки, забравшись на заборы и крыши изб, голосисто пели:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
Сыр колупают,
Собакам бросают;
Собаки-то не едят,
А куры-то не клюют.
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Едут господа бояре
К тебе в гости во двор,
На пиры пировать,
Во столы столовать.

На Святой неделе парни с девицами водили хороводы; расхаживали с песнями по улицам и пели песни, которые величали великоденскими и волочебными – песенники-волочебники волочились по дворам. Волочебные песни – песенное христосование и нечто напоминающие рождественские колядки.

У нас сегодни воскресный день,
Христос воскрес — Сын Божий!
Сам Иисус Христос из мертвых встав,
Из мертвых встав, нам и радость дав,
Волочебников у свет послав.
Пошли ба мы да дорогою,
Да дорогою широкою.
А встретили-та мы Господа Бога,
Господа Бога — Духа Святого,
А мы встали, шапки сняли,
Господу Богу молилися,
Духу Святому поклонилися.
(…)
А была у бабки курка-рябушка,
Нанесла яец повен коробец.
А всем деткам по яечечку —
Одной сироте да ня высталося.
Пошли детки, поскакавши,
Пошла сирота, заплакавши.
Вернись, сирота, на ж табе парася!

(Записано в ст. Байкал (Сибирь) от А. Н. Балбес, 1899 г. рожд., украинка).

Project: MolokoAuthor: Байбородин А.

Книги автора здесь и здесь

Книга "Мы всё ещё русские" здесь