JVC (Japan Victor Company Ltd.) - Именно под этой трёхбуквенной аббревиатурой продукция компании известна всему миру. Но для тех, кто хотя бы немного интересуется темой аудио, не секрет что на внутреннем рынке Японии аудиокомпоненты данного производителя выпускались под маркой Victor. Аналогичная ситуация была и у многих других (но не у всех) японских компаний, Aurex/Tochiba, Trio/Kenwood, Optonica/Sharp, Lo-D/Hitachi и т.д. Но мы в причинах данной маркетинговой политики разбираться не станем. Во всяком случае, в рамках данной статьи. У нас сегодня в гостях интегральный усилитель Victor A-X1000 –флагман в линейке интегральных усилителей 1985 года. Но вначале немного предыстории.
Интересно получается, но даже флагманы линеек интегральных усилителей Victor(JVC) были почему-то заметно дешевле, чем аналогичные флагманы у других производителей. При этом ни по оснащению, ни по звуку усилители Victor(JVC) на первый взгляд не были более слабыми. Сравните сами: Victor A-X1000 (1985 год 129000 иен), Denon PMA-970 (1980 г.200000 иен), Yamaha A2000 & A2000A (1986/1987гг 200000 и 195000 иен соответственно), SANSUI AU-D907F Extra (1981 год 175000 иен)…ну и так далее. И даже претендующий на категорию Hi-End Victor AX-900 1995 года стоил «всего» 380000 иен тогда как аналогичные модели у конкурентов оценивались в 430-450 тысяч иен. Ответ кроется в области догадок и предположений, но сейчас он уже не столь и важен, поскольку мы имеем то, что имеем и ответы на загадки из прошлого не могут ничего изменить в настоящем. Лишь флагманские интегральники 1989-90 годов, цена на которые почти как у нашего сегодняшнего гостя – «мосфетовский» Sony TA-F555ESL(138000 иен) и «биполярный» Sony TA-F555ESG (128000 иен), но если с первым я хорошо знаком и могу многое о нем рассказать, то со вторым пока вживую не сталкивался. Ну да ладно, будем считать, что не всё измеряется в деньгах и, наконец, познакомимся с Victor A-X1000 поближе.
Появление данного усилителя у человека, предоставившего мне его на тест, оказалось не запланированным, а совершенно случайным. Так бывает в нашей жизни и, наверное, фактор внезапности порой вносит свою горсть пряностей в наше неторопливое и размеренное существование. Аппарат уже прошёл полный цикл профилактических мероприятий, поэтому к его техническому состоянию вопросов нет. По косметике, с учётом 34-х летнего возраста, тоже всё хорошо. Единственная неидеальная деталь: боковые декоративные накладки. Они уже сняты и находятся на реставрации, поэтому на фото, аппарат без них. Однако откладывать тест из-за столь несущественных нюансов я не стал. На звук эти деревяшки не влияют никак. Вес аппарата 18 кг., что на фоне современных интегральных усилителей очень даже немало, но в 80-е вполне нормальным весом для флагманов были и более внушительные цифры. Тот же Denon PMA-970 весил 23 , а Yamaha A2000А-26 кг. Но, как уже решено не смотреть на цену, так не будем зацикливаться и на весе. Тем более что энерговооруженность «Виктора» (от 170-ти до 200 вт на канал в зависимости от нагрузки) внушает если не благоговейный трепет, то уж уважение как минимум. Сразу понимаешь что надпись в правом нижнем углу фронтальной панели (GM cilcuit) сделана не просто так как и текст нанесённый по центру(Dynamic Super A). Последнее указывает на класс работы аппарата, но это не тот класс А о котором знают все,а собственная фирменная разработка. К какому из общеизвестный классов она ближе – точно не скажу. Вероятно это нечто среднее между А и АВ, но это неточно. Вероятно, благодаря вышеперечисленным технологиям усилитель имеет собственный звуковой почерк, отличающийся от других буквально с первых звуков. «GM selector» расположенный на фронтальной панели и «коаксиально» объединенный с регулятором громкости является как раз одной из составных частей технологии «GM cilcuit» и имеет три положения: 0 дб, -6дб и -12дб. Если по простому, то это что-то типа регулировки чувствительности усиления. Например в положении -12 дб можно использовать с усилителем чувствительные маломощные АС и спокойно крутить РГ чуть ли не во всём диапазоне не боясь перегрузить или (не дай Бог)спалить динамики в колонках. А в положении 0 дб усилитель будет звучать очень громко уже в положении РГ «на 9 часов». Соответственно в таком режиме лучше использовать мощные АС с низкой чувствительностью (кстати, схожее решение у интегральника Pioneer A-07 – там это называется Gain Selector и имеет два положения). В остальном же описывать суть технологий «GM cilcuit» и «Dynamic Super A» я, пожалуй, не стану. Хотя сам эту тему на досуге поизучал. Достаточно набрать в любом поисковике GM cilcuit, Victor или Dynamic Super A, Victor и пожалуйста – изучайте и вникайте. Правда сразу предупреждаю, что автоперевод с японского достаточно корявенький (как всегда) и чтобы вникнуть в суть, надо как минимум владеть базовыми познаниями в радиотехнике. Но вернемся к нашему рассказу и продолжим изучать фронтальную панель усилителя.
Клавиша включения питания,гнездо для наушников, селектор выбора акустики (off,1,2,1+2) , клавиша“tone”отключающая темброблок (по сути нынешний «direct») регуляторы тембра по вч/нч, кнопка включения режима тонкомпенсации (loudness) для любителей слушать музыку в вечернее время на небольшой громкости, селекторы выбора источников для записи и клавиши прямого выбора источников для воспроизведения и конечно же фонокорректор с кнопкой выбора ММ/МС и ещё кнопка включения фильтра «subsonic» (это тоже чисто виниловая фишка) ну и конечно регулятор баланса – стандартный функциональный набор для большинства усилителей из 80-х. Ах да, ещё под съёмной крышкой на фронтальной панели находятся две дополнительных пары разъёмов для подключения магнитофона: одна пара на запись, а вторая на воспроизведение.
Ну а что же у нас в тылу? А в тылу всё проще. Шесть пар разъёмов для подключения источников на воспроизведение (плюс земляная клемма для винилового проигрывателя) и две пары разъёмов для записывающих устройств. Ну и комплект акустических терминалов позволяющих подключить две пары АС одновременно. Терминалы рассчитаны лишь на голый провод среднего сечения и если планируется использовать акустический кабель с «бананами» или «лопатками» то имеет смысл заменить терминалы на что-то более современное. Я конечно свой «Зет Третий Монстер» через самодельные переходники к этим терминалам всё же подцепил, но повыёживаться пришлось. Ну и дополнительные сетевые розетки в количестве трёх штук у усилителя в наличии. Иногда их присутствие очень даже кстати. Ну то, что усилитель сделан для внутреннего рынка Японии и, соответственно, требует питание 100 вольт – это само собой разумеющееся. Я на этом моменте давно не заостряю внимание, поскольку ещё года три назад купил хороший японский трансформатор с гальванической развязкой и советую всем, кто пользуется в домашней системе стовольтовой техникой, поступить аналогичным образом.
Я конечно в начале статьи поступил не по законам жанра сказав что … ни по оснащению, ни по звуку усилители Victor(JVC) на первый взгляд не были более слабыми…По хорошему в любом материале должна быть интрига раскрываемая автором ближе к концу. Но… «…что сказано, то сказано, что сделано, то сделано…»(Ю.Лоза). И, тем не менее, слушаем.
Я конечно уже немного избалован звучанием аппаратов более высокого уровня и порой переключиться с того, что слушал (и слышал) буквально вот только что, чтобы дать максимально объективную оценку звучанию аппарата из массового сегмента – зачастую это нелегко и требует некоторого времени для привыкания. Но в ситуации с Victor A-X1000 всё оказалось гораздо проще. Этот усилитель действительно звучит не хуже даже более дорогих «одноклассников». Во всяком случае ни к сцене, ни к тембральной достоверности вокала, ни к масштабу подачи музыкального материала - ни к чему из перечисленного у меня вопросов не возникло. Разве что чуточку смягчённый, хотя и глубокий бас – на отдельных композициях хотелось бы чуть большей артикуляции. Разрешение выше среднего. Хотя и не рекордное, не пытающееся устремиться в область ультразвука как, например, в случае с Onkyo A2001, но вполне располагающее к длительному комфортному прослушиванию. И в сложных композициях нет никакой «каши» - все инструменты на своих местах и явственно различимы. Конечно к подбору акустики для этого аппарата надо подойти не менее серъёзно, чем к любому другому – думаю что слишком «светлые» по звуку АС ему противопоказаны. С моими Sansui SP-G300 было чуть ярковато, но с полочными TOY от AcousticLab была полнейшая синергия. При том, что суммарная стоимость подобной связки не дотягивала даже до тысячи у.е., эмоций хватило бы и на три тысячи. Но это всё с «цифрой». А как же аналог, спросите Вы? А аналог (читай «винил») я по традиции оставил на десерт. Тем более что фонокорректор «ВиктОра» собранный на дискретных элементах и занимающий отдельную (немаленькую) плату поселил во мне надежду на что-то большее чем обычно.
А большим чем обычно оказался масштаб. Пластинка Дайаны Кролл «The Very Best Of» с таким размахом не звучала у меня ещё ни разу. В остальном же корректор оказался на уровне аналогичных: разрешение чуть выше среднего, местами лёгкое подчёркивание сибилянтов. Правда последнего может не быть с другим картриджем. Особенно с ММ. А у меня «эМСишный» AT-33E, который сам по себе очень ярок и детален. Да, он идеален с ламповыми корректорами – и это, наверное, закономерность (хотя может и не со всеми). А с транзисторными корректорами он сочетается очень и очень не часто. То, что он фантастически хорош с Accuphase C-220 конечно неудивительно, но не стоит забывать, что 220-й вдвое дороже «ВиктОра» и при этом это лишь фонокорректор, а «ВиктОр» - это всё таки полноценный усилитель и фонокорректор в нем лишь одна из опций. И надо сказать что опция всё же неплохая, а с другим картриджем возможно что и отличная.
Ну и вывод. Victor A-X1000, особенно с учётом его стоимости( и тогдашней и нынешней) очень и очень неплохой аппарат вполне способный стать основным в системе среднестатистического меломана при соблюдении определённых рекомендаций. В частности по подбору АС и выбору репертуара. Думаю что современные популярные жанры вроде «клубной» музыки ему противопоказаны. А с классикой, джазом, старым добрым хардом…да и хэви тоже, он вполне уживётся и подарит владельцу немало приятных минут.
На этом у меня всё. Спасибо за внимание!
P.S. Я не ответил прямо на вопрос вынесенный в заголовок. Попробуйте найти свой ответ: наверняка у каждого он будет свой.