Размер не всегда имеет решающее значение. Во всяком случае, если речь идёт о литературных произведениях. «Призрачная редакция» выбрала три великолепных рассказа известных писателей, знакомство с которыми не займёт много времени.
Джордж Оруэлл, «Как я стрелял в слона»
Иногда мы вынуждены делать то, что противоречит нашим желаниям (а порой, и моральным принципам). Именно такую ситуацию описывает в своём рассказе Джордж Оруэлл.
Дело происходит в Бирме. Молодой британский полицейский должен застрелить обезумевшего слона. И он это делает. Но наблюдая за медленной смертью раненого животного, убийца страдает вместе со своей жертвой.
Рассказ «Как я стрелял в слона» считается одним из самых ярких высказываний против империалистической политики. В нём Оруэлл рассуждает о дуализме положения полицейского-оккупанта: его задевают и злят постоянные нападки местных жителей, но он их прекрасно понимает. Являясь вооруженным представителем власти, он чувствует себя уязвимым.
Взбунтовавшееся животное устроило погром и убило человека. Решить вопрос — долг полицейского. Но поведение слона было спровоцировано, а жертвой ситуации стал герой рассказа.
Возможно, рассказ автобиографичен (хотя документальных подтверждений случившегося нет). Джордж Оруэлл служил в колониальной полиции в Бирме в 1922-1927 гг.
Габриэль Гарсиа Маркес, «Очень старый человек с огромными крыльями»
В этой повести реальность и фантазия меняются местами. Жители деревни, которую посетил ангел, показаны очень своеобразными людьми. Их взгляды и поступки кажутся довольно глупыми и даже дикими.
Зато сам ангел — персонаж крайне скучный и будничный. Он одинок и не понимает людей, а они — его. Пожалуй, это самый нетипичный ангел на свете. В нём так много человеческого, что на крылья просто не обращаешь внимание.
А может, таким его видят люди, разучившиеся реагировать на чудо? Может, это их прагматизм превратил ангела в потрёпанного старика с облезлыми крыльями?
Владимир Набоков, «Знаки и символы»
Этот скорбный рассказ Набоков написал в 1948 году. И он великолепен!
Очень может быть, что вы утонете в бездне отчаяния, но зато точно получите эстетическое удовольствие.
Короткая зарисовка показывает нам пожилую пару русских эмигрантов, сын которых находится в психиатрической лечебнице. Его проблема в том, что он во всём видит знаки и символы, адресованные ему послания. Он полагает, что является «темой всего». Облака, деревья, солнечные блики — всё разговаривает с ним или о нём.
Муж, решив, что умирает, предлагает забрать сына домой. На этом, собственно, рассказ и заканчивается. Это просто кусочек, вырванный из чьей-то жизни и филигранно изображённый Набоковым.
Жизнь в рассказе — это старый фотоальбом, а образ смерти запечатлён в массе деталей из прошлого и настоящего. Это мимолётное воспоминание о тёте Розе, которую убили немцы, полуживой птенец, увиденный супругами на остановке, остановившийся поезд и коричневые пятна на руках старика. Иллюзорный и наполненный символами мир подсознания выглядит как пугающее и мрачное отражение реального мира.
Все эти рассказы являются маленькими шедеврами. И вдумчивое прочтение каждого из них не займёт у вас более, чем полчаса.
Читайте также:
Как начиналась бондиана. 5 интересных фактов о первом романе Яна Флеминга
«Русский дневник» — честная книга о СССР образца 1947 года
Очень надеемся, что материал был полезен для вас. Успехов!