Найти тему
Нарада

«То ли люди, то ли куклы». Роботы XVIII века.

Оглавление

Движущиеся фигуры людей и животных были известны в истории со времен Герона Александрийского, жившего в I в. н.э.

Герон Александрийский, греческий математик и механик.
Герон Александрийский, греческий математик и механик.

Из сохранившихся описаний его работ известно, что он предвосхитил многие современные изобретения: автоматически открывающиеся двери, автоматы для продажи, паровой бойлер и турбину, одометр — измеритель расстояния, диоптру — аналог геодезического теодолита, а также им созданы были предсказательный автомат, автоматический театр с движущимися героями и декорациями и многие другие вещи, работающих с применением законов гидравлики, противовесов и механики. Реконструкция движущегося льва Леонардо Ренато Боаретто по частично сохранившимся рисункам художника. Дом-музей Леонардо да Винчи в замке Кло-Люсе.

К средневековью относятся чертежи робота- андроида Леонардо да Винчи и его же искусно сделанный механический лев, встречавший короля Людовика XII в Милане.

Реконструкция движущегося льва Леонардо Ренато Боаретто по частично сохранившимся рисункам художника. Дом-музей Леонардо да Винчи в замке Кло-Люсе.
Реконструкция движущегося льва Леонардо Ренато Боаретто по частично сохранившимся рисункам художника. Дом-музей Леонардо да Винчи в замке Кло-Люсе.

В век Просвещения, человеческая мысль обратилась к созданию искусственного человека — своего рода вызов Творцу. То, что удалось сделать до сих пор удивляет и завораживает.

Механические куклы — автоматоны, как их называли, вызывали неоднозначную реакцию публики совершенством исполнения, невиданными возможностями, пугающей схожестью с живыми существами. Во избежании недоразумений и паники обывателей, автоматоны часто демонстрировались с открытыми спинами, чтобы был виден механизм робота.

-4

XVIII век — эпоха ученых - энциклопедистов, чьи всесторонние знания позволили создать чудо — механизмы, состоящие из тысяч слаженно работающих деталей, которые спустя два века находятся в рабочем состоянии.

-5

Жак де Вокансон (1709 — 1782), изучавший физику, механику, медицину, музыку, анатомию воплотил свои знания в создании механического флейтиста. Андроид представлял собой сидящую на камне мужскую фигуру высотой 178 см, выполненную из дерева, на полутораметровом постаменте, в котором был скрыт управляющий механизм. Флейтист действительно играл на флейте выпуская изо рта воздух, двигая губами и нёбом, зажимая пальцами отверстия. В репертуаре искусственного музыканта было 12 мелодий.

-6

Через год появился «Игрок на тамбурине», затем утка, которая плавала, двигала крыльями, крякала, клевала и переваривала пищу как живая. Трио Вокансона с триумфом гастролировало по городам Франции, Англии и Италии, пока создатель не потерял к ним интерес. Затем автоматы были проданы. По некоторым сведениям, утка сгорела во время пожара на нижегородской ярмарке в России, музыканты тоже не «дожили» до наших дней.

-7

Зато автоматонов часовщика из Швеции Пьера Жаке-Дроза и сейчас можно увидеть в Нёвшателе - в музее Истории и Искусства.

«Музыкантша» представляет собой молодую девушку, сидящую за органом, на котором она действительно играет 5 мелодий, написанных сыном часового мастера. Она «дышит» - грудь куклы вздымается, глаза её следят за нотами, пальцы бегают по клавишам инструмента. Окончив мелодию она слегка наклоняет голову, кланяясь публике. Андроид состоит из 2500 деталей.

-8

«Каллиграф» - очаровательный мальчик высотой 70 см сидит за столиком. Перед ним движущийся лист бумаги, в руке — гусиное перо. Периодически он поворачивает голову, обмакивает перо в чернила, стряхивает его и пишет на листе бумаги простой текст длиной не более 40 букв. Затем он промокает текст пресс-папье, выбрасывает листок и снова начинает писать. Этот самый сложный автомат состоял из 6000 деталей, на его изготовление ушло 20 месяцев.

Подобно каллиграфу выполнен автоматон «Художник», состоящий из 2000 деталей. Мальчик, одетый по моде 18 века, рисует на листе бумаги собачку Людовика ХV, профили Людовика XVI, Марии Антуанетты и купидона в колеснице, запряженной бабочкой.

Грандиозный успех мастера в турне по Европе сделал его фирму процветающей на долгие годы.

Э.Гофман. "Песочный человек", иллюстрация.
Э.Гофман. "Песочный человек", иллюстрация.

Современниками автоматоны воспринимались неоднозначно. В то время как публика восхищалась достижениями механики, появляются литературные произведения, в которых автоматы вызывают жутковатое чувство и далеко не так безобидны. Стоит вспомнить новеллы Э.Гофмана «Песочный человек», «Автоматы».