Найти тему
Елена Сагач

История про дух комиссарши, живущий в закулисье. (Театральные истории.)

 Это театр.
Это театр.

Это история про театральные будни, про купленную где-то на барахолке кожаную куртку, и про мою встречу с нетопырем.

История, которую я наконец-то решилась рассказать, произошла со мной более двадцати лет назад. В то время я была молода и работала в театре, совмещая там сразу несколько должностей , связанных с подготовкой и обслуживанием спектаклей.

-2

В тот день мы с подружкой отправились с утра пораньше на нашу дальнюю театральную площадку с тем, чтоб привести в порядок имеющийся в запасниках хлам, а главное, освободить большие металлические кофры для реквизита нового детского спектакля.

Помещение закулисья театра было довольно мрачное, оформленное кирпичем. Все усугублялось темнотой, в которой мигала пара тусклых лампочек, холодом и запустеньем. Тем более, что в то утро мы должны были находиться в этих мрачных катакомбах совсем одни.

Однако мы не унывали. Молодость побеждала все, и потому, прихватив с собой бутерброды , мы втиснулись в вагон метро вместе с лавиной людей, отправляющихся с утра на "серьезную" работу. Наша казалась нам ерундой и развлечением.

-4

Нам всего-то предстояло вывалить и разобрать старый хлам, накопившийся в театре за долгое время непонятно откуда.

-5

Единственное, что беспокоило меня всю дорогу в метро, - это странный сон, приснившийся под утро. И даже это был не сон, а какое-то наваждение. Ну, знаете, как это говорится у классиков жанра, :" есть такие утренние часы, когда пригрезится больше, чем за всю ночь" , некое пограничное состояние между сном и бодрствованием.

-6

И всю дорогу я мучила себя и подругу, пытаясь понять," к чему был сон". Приснилось же мне следующее : я была комиссаршей, ярой, одержимой, опьяненной . И я казнила, убивала - расстреливала людей. И этих людей было очень много, а я все стреляла в них в каком-то бешеном азарте. Я чувствовала свою власть и силу. Я была опьянена ненавистью и весельем. Вот такой странный клубок чувств испытала я этим утром. Это был необычный для меня опыт. И я пыталась разобраться, откуда и почему такой " сон". Но самое главное, что я знала, что" я " была очень красива, с черными до плеч волосами, и на мне все это время была надета коричневая комиссарская куртка.

Во сне я видела ее на себе очень отчетливо . Она была старая и сильно потертая до бела в нескольких местах на рукаве и на груди.

-7

-8

-9

В общем, я ломала голову и так, и сяк, пытаясь объяснить "сон", который очень волновал меня по понятным причинам. Тем более, что я все еще была под воздействием этих странных, чужих эмоции.

Накрапывал дождик, мы добрались до места. Вошли в холодный и темный коридор , огибающий сцену. Включили свет, который вовсе не рассеял кирпичную тьму, и , засучив рукава, принялись за дело. Мы открывали металлические кофры и просто вытряхивали из них на пол весь хлам .

Она вывалилась практически сразу. Это была старая коричневая сильно потертая кожанка. Я узнала ее мнгновенно. " Это она, та самая куртка из моего сна! " - закричала я. Конечно, вот они эти потертости на рукаве и на груди. В ней я стреляла, убивала, ликовала!

-10

Ну а дальше логика подсказала смысл происходящего. Ее истинная хозяйка здесь. Она, а вернее, ее дух, остался на этой земле, привязанный к любимой куртке. Он вился около этого кофра, куда засунули, по всей вероятности, купленную на какой -то барахолке куртку для спектакля времен гражданской войны.

Ведь известно, что нетопырями становятся те души, которые привязываются либо к месту, либо к какой-то определенной вещи. Одни духи охраняют свои бриллианты, другие - вещь, с которой были эмоционально связаны при жизни.

Поскольку прошлое и будущее в мире духов равно доступны и известны, комиссарша, невесть сколько лет охранявшая свою куртку в мрачном коридоре, узнала, что ее вещь потревожат. Она знала, что это сделаю я, знала , когда, потому и влезла утром в мои сны, пролетев на другой конец города. Она рассказала мне за миг всю свою жизнь, и, словно, просила :"Не трогай кожанку!".

А я и не трогала, просто переложила ее в другой кофр, и вскоре забыла про них обеих.

История однако имела продолжение. Где-то года через два, во время одного спектакля на этой сцене, внезапно потребовался кожаный фартук для дворника. Его черный куда-то делся. Проблема требовала быстрого разрешения, до выхода актера оставалось не более пятнадцати минут. И тут я внезапно вспомнила про кожанку. Найти ее не предстояло большого труда, я вытащила куртку и отнесла костюмерам, со словами :" Режьте!" . Скроить фартук не представляло большого труда, актер , оставшийся без костюма, уже заметно нервничал. Но в этот напряженный момент девушка костюмер , которая, собственно говоря, более всех была заинтересована в фартуке, потому что это была ее накладка, неожиданно воспротивилась, встав грудью на защиту этой старой, никому не нужной кожанки. Она кричала :"Нет! Резать не буду, и другим не дам!". А я тут же поняла, кто говорил в этот момент на самом деле. ОНА все еще здесь, рядом со своей курткой, и все еще ее охраняет.

Теперешняя судьба куртки и ее хозяйки мне неизвестна. Хочется думать, что ее мятежная душа все-таки упокоилась с миром.

А далее прилагаю кое-какие сведения о комиссарских кожанках, найденные мной в интернете.

Кожанка красных комиссаров.

Красные комиссары носили кожанки. Чекисты носили кожанки, да и чекистки тоже. Кожанка стала своеобразным модным трендом революции, как бы неуместно на первый взгляд здесь и не звучало это слово. Пик популярности кожанки приходится на 1917 – первую половину 1920-ых годов. В 30-е годы кожанка уже не была столь популярна. Кожанка стала символом антибуржуазности, символом новой власти .«Кожанка-это вторая, «дубленая» кожа революционера». Кожанка элитарна, и молодёжь того времени также стремится приобрести кожанку. Кожанка атрибут и символ «пролетарской культуры». И надеть кожанку это будто получить новый статус, стать частью нового мира и не просто его самого, но его верхушки, тех, кто создаёт этот новый мир.

Но кожанка не просто одежда, она пропуск и допуск. Так в романе Н.Островского «Как закалялась сталь» только облачившись в кожанку, главный герой смог сесть в поезд. Да, он ещё угрожал пистолетом, но и кожанка сыграла свою роль, она уже накрепко стала ассоциироваться с «комиссарским статусом» её владельца.

Кожанки носили и чекистки. Вспомните Ксанку из фильма "Неуловимые мстители".

Или знаменитая "Гадюка" из рассказа А. Толстого.

Все фото взяты из открытых источников.