Найти тему
Дикое поле

Кто вы, дворцовцы?

До 1970-х годов сибирская тайга представляла собой мало интереса для историков и археологов, специализирующихся на Бронзовом веке. В самом деле, что там было искать, ведь, по официальной версии, в то время, как в степи росли и крепли первые скотоводческие цивилизации, в тайге ютились племена охотников и собирателей, прочно застрявшие в неолите. Так думали и участники Читинской археологической экспедиции в 1974 году, когда им поручили обследовать подозрительные каменные выкладки в районе урочища Дворцы в окрестностях Читы, подозревая в них помойки древних людей (да, археологи, исследуя прошлое, готовы разгребать и мусорные кучи). Каково же было их удивление, когда на дне целиком заполненных битым камнем ям они нашли сначала человеческие кости, а затем и богатый погребальный инвентарь, открыв тем самым новую археологическую культуру, получившую название "дворцовской".

Урочище Дворцы в черте города Чита. Здесь нашли первые памятники новой археологической культуры.
Урочище Дворцы в черте города Чита. Здесь нашли первые памятники новой археологической культуры.

Неизвестная культура.

В отличие от существовавших одновременно с ними "плиточников" и херексуров ареал проживания дворцовцев был очень маленьким: бассейны рек Ингода, Шилка и Аргунь, где они селились преимущественно на самой границе тайги и степи. В хозяйстве они мало чем отличались от соседей: они тоже были кочевыми скотоводами, у которых чуть большее значение играла охота. От окружающих их народов дворцовцев отличал, главным образом, обряд погребения, перенятый ими у неолитических племен. Умершего клали в глубокую могилу головой на восток в окружении черепов животных, количество которых варьировалось от 3 до 30, в зависимости от социального статуса погребенного. В основном преобладали черепа домашнего скота (баран, лошадь, корова), реже - дикие (изюбрь, косуля). Также в могилу иногда помещали принесеного по такому случаю в жертву человека, но в отличие от "плиточников", для которых принесение себя в жертву богам было актом добровольным и желанным, дворцовцы приносили в жертву вдов, рабов, пленников - короче говоря, лиц с ущербным социальным статусом. После совершения всех необходимых ритуалов могила плотно забивалась битым камнем до того момента, пока над землёй не появлялась небольшая насыпь (это делалось для защиты от грабителей в расчете на то, что никого не заинтересует куча битого камня, а если и найдется тот, кто захочет ее вскрыть, то он устанет разгребать щебень и бросит эту затею). Расчет дворцовцев оказался верным: все их погребения дождались археологов в целости и сохранности.

Погребение дворцовского типа.
Погребение дворцовского типа.

Инвентарь погребений представлен украшениями и деталями одежды, орудия труда и оружие встречаются реже. Несмотря на суровые условия жизни, дворцовцы знали толк в стиле и украшениях. Первые их украшения носят на себе символы парящего орла и пляшущих человечков, затем их вытесняет так называемый "звериный стиль", в котором основным элементом остаётся все тот же орел. Среди многих предметов обихода, найденных в погребениях, особое место занимают резные костяные пуговицы в виде лошадей и змей. Это одни из древнейших пуговиц на планете Земля, что позволяет назвать дворцовцев их изобретателями. Что касается орудий труда и оружия, то хотя они и делались из бронзы, но очень долго повторяли форму каменных орудий периода неолита, иллюстрируя тем самым переход от камня к металлу. Знали дворцовцы и керамику, изготовляя из глины ведрообразные сосуды высотой до 50 сантиметров для личных нужд и триподы для совершения религиозных ритуалов.

Детали одежды и украшения дворцовцев (пуговица в виде змейки - в центре).
Детали одежды и украшения дворцовцев (пуговица в виде змейки - в центре).

Так уж получилось, что о духовной составляющей жизни дворцовцев нам известно куда больше, чем о материальной. Во многом это произошло потому, что свои святилища и петроглифы, содержащие информацию о древнем эпосе они обустраивали в глухих и труднодоступных местах, подальше от любопытных глаз. После расшифрования петроглифов стало известно, что основным богом-покровителем дворцовцев был священный орел, которого они часто изображали в парящем виде, защищающем земных существ от созданий из преисподней (в этом коренное отличие дворцовцев от "плиточников", чьим тотемом был волк). Также рядом были изображены фигурки пляшущих человечков, среди которых особо четко выделяется фигура человека с оленьими рогами на голове (шаман?). Расположение фигурок на петроглифах и изображённые на них ритуалы позволили провести родословную от дворцовцев к меркитам - монголоязычному племени, сопернику Чингисхана в деле обьединения монголоязычных племен в XII - XIII веках, от которого, в свою очередь, произошли буряты и якуты.

Бронзовые пластины от ритуального пояса с изображением парящего орла.
Бронзовые пластины от ритуального пояса с изображением парящего орла.
Святилище дворцовцев.
Святилище дворцовцев.