Любой город, посёлок… да любое место – хранит свою древнюю географию и историю. И не древнюю тоже.
Древнейшее сливается с древним, древнее со старым, старое со вчерашним, вчерашнее с сегодняшним…
Всё это – прошлое и настоящее – душа места.
Потому-то и интересно знать, а что было вот здесь, на месте этого дома, сто лет назад, а пятьсот, а тысячу?.. (И мне жаль тех, кому это не интересно).
А ведь что-то было! То ли жили здесь люди и были у них свои заботы, и беды, и радости. А может, рос на этом месте лес, тёмный еловый бор или светлый березняк, и своя сложная жизнь жила в этом лесу… А потом всё равно пришли люди, вырубили и сожгли лес, распахали поле, построили дом, потом на его месте другой дом…
Я бы, будь художником, нарисовал: современный дом, а в нём виден, просвечивает старый деревянный дом, а в том – избёнка, а в ней – дерево…
Но даже на глазах одного поколения меняется пейзаж, планировка, архитектура. Уходит тот город, улицы, дома, дворы, в которых прошли детство, юность… Они живут уже только в памяти. Потому-то и волнуют так старые фотографии, или ещё уцелевшие уголки старого города, или останки (старые садовые деревья, очертания огородов, развалины домов) деревеньки… Душа человека отзывается душе места.
«Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», память – это же совесть, то, что и делает человека человеком.
Кто-то пренебрежительно говорит – «краеведение». Но это ведь и есть – отчизнолюбие (оно же – патриотизм).
И рядом с этим желанием знать историю места – желание знать историю семьи, рода. Неистребимое в человеке желание знать – «чей ты».
А мы часто дальше бабушек-дедушек и не знаем…
Помнить, помнить, помнить… Вглубь и вглубь, ввысь и ввысь… Знать, стараться узнать… Ведь род – та самая корневая система, которая не должна уступать по мощи кроне, только тогда дерево прочно и жизнеспособно.
Нужно обязательно знать места бывших деревень, церквей, кладбищ. Обозначать их, если возможно – восстанавливать, сохранять память.
Нужно узнавать, помнить как жили твои родители, их родители, где они жили…
Душа места и душа народа сливаются в душу Родины.
И когда Рубцов выдохнул: «Россия, Русь, храни себя, храни!» - он ведь и об этом сказал: храни историю свою, память…
Поэтому я хочу знать историю своей страны, своего города, района города (Ковырино), где прошло моё детство, той деревеньки (Суворково), в которой много светлых детских дней прожил, историю деревень, сёл и церквей по «старой Кирилловской дороге», потому-то так интересны мне рассказы старожилов…
Вот здесь столетие назад жили люди – кто они были, как жили? Вон в том доме жил старик – кто он был, что было в его судьбе?...
Всё это не только важно, но и очень интересно.
Иди и смотри, узнавай, напитывай память и душу…
1