Творчество режиссеров Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова и Георгия Данелии - расцвет эпохи советской комедии и драмы. Это целый пласт культуры, который сформирован своими традициями, правилами и новациями.
Чем нам запомнились эти режиссеры в советский период творчества?
Леонид Гайдай
Первые известные фильмы режиссера «Пес Барбос и необыкновенный кросс» и «Самогонщики» - короткометражки. Настоящая слава пришла к нему после выхода полнометражной ленты «Деловые люди». А далее – целая плеяда хитов, которые подарили Гайдаю народную любовь и признание: «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть» и «Спортлото-82».
Далее карьера режиссера пошла на спад. Его картины «Опасно для жизни», «Частный детектив, или операция «Кооперация», а также последняя лента «На Дерибасовской хорошая погода или на Барйтон-бич опять идут дожди» не снискали народной славы.
То ли времена в стране изменились, и обновленный юмор Гайдая не вписался в общее течение, то ли сменившийся актерский ансамбль во главе с Дмитрием Харатьяном смотрелся блекло по сравнению с прежними звездами, то ли сценарии подвели. Просто выходило не смешно.
Сам режиссер, по словам его окружения, считал, что последними двумя фильмами раскрывал самые актуальные темы – борьба спецслужб двух государств и развитие рынка в России. Но то, что он считал новым и интересным, скоро перестало быть таковым. И спустя три десятилетия можно сказать, что любят Леонида Иовича именно за золотые комедии 60-70-х годов.
Эльдар Рязанов
Один из основоположников классического советского фильма 50-60-х Эльдар Александрович подходил обстоятельно к созданию каждой картины. В 1956 году он прогремел на весь Союз с «Карнавальной ночью»: первая громкая роль Людмилы Гурченко, яркие образы в исполнении Игоря Ильинского и Сергея Филиппова. Замечательные музыкальные номера. Это не просто фильм, это праздник, который пришел в дома советских людей и остался там надолго.
Рязанов в советские годы снимал в разных жанрах, обращался к разным эпохам. «Человек ниоткуда», «Берегись автомобиля», «Гусарская баллада». В 70-е годы фильмы режиссера не только становились хитами, но стал законодателем моды и вкуса (спасибо Барбаре Брыльске, Светлане Немоляевой, Лие Ахеджаковой и Алле Пугачевой). Его «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж» - стали народными фильмами.
1980-е годы тоже принесли Эльдару Рязанову новые творческие удачи: «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты» и «Небеса обетованные (это уже начало 90-х и предчувствие новой эпохи» - признанные шедевры.
А в 90-е годы режиссер потерялся в творческом плане – хороших фильмов не было. Погасла искра, исчезло чутье времени. «Предсказание» - задумчивые переживания с мистическим окрасом на рубеже эпох, безвременная комедия «Привет, дуралеи!» - это рядовые фильмы, в которых сложно узнать родного гения. Поздние фильмы: «Тихие омуты», «Старые клячи» (самый достойный из позднего творчества), «Ключ от спальни», вторая «Карнавальная ночь» и итоговый фильм «Андерсен. Жизнь без любви» - местами хороши, но малоинтересны.
В эти годы Рязанов был хорош в качестве поэта, мемуариста, рассказчика, но режиссерские работы у него – откровенно слабые. В начале «нулевых» актер и режиссер Константин Райкин грустно пошутил: «мечтаю, чтобы Рязанов позвал меня сниматься, а я бы ему отказал. И стал бы единственным актером, который отказал Рязанову». Есть в этом доля грустной правды.
Георгий Данелия
За что мы его любим? За чувство времени и чаяний народа, за мысли и быт людей, которые объединяют. Все это подано на экране с легкой грузинской иронией, а иногда и грустью. Режиссерские удачи классика окончились примерно в то же время, как и его коллег – во второй половине 1980-х годов.
Но до этого Георгий Николаевич успел создать обойму крепких шедевров: «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза».
В начале 70-х Данелия написал замечательный сценарий «Джентльменов удачи», который экранизировал режиссер Александр Серый.
А со второй половины 80-х постепенно ушел в тень, как и коллеги, потерял чутье времени. А может и само время перестало нуждаться в его фильмах. «Паспорт», «Настя», «Орел и решка», «Фортуна» - рядовые и проходные фильмы, которые не несут ничего нового зрителю.
Много лет Данелия трудился над своей последней работой – полнометражным мультипликационным фильмом «Ку! Кин-Дза-Дза», который увидел свет в 2013 году. Однако многолетний труд не оправдал ожиданий – ни детской, ни взрослой аудитории лента не собрала.
Рязанов, Гайдай и Данелия – часть нашей культуры, творцы, тонко чувствовавшие время и людей. Их поздние неудачи – лишь малая часть творчества, которое можно смело назвать великим.