1. "Паровоз Генерал" /The General), США (реж. Клайд Брукман, Бастер Китон)
Гениальная комедия с одной из самых захватывающих погонь в немом (да и не только) кино.
2. "Воробушки" / Sparrows, CША (реж. Уильям Бодайн, Том МакНамара)
Знаменитая мелодрама с участием Мэри Пикфорд. Режиссёр Уильям Бодин не слишком заботился о безопасности актеров. В сцене, где Мэри Пикфорд переносит ребёнка через кишащее аллигаторами болото, он настоял, чтобы актриса несла настоящего ребёнка, а не куклу. Пикфорд от всей души обещала, что режиссёр больше никогда не будет работать ни с ней лично, ни на её компанию.
3. Сын шейха / The Son of the Sheik, США (реж. Джордж Фицморис)
Можно и нужно посмотреть эту приключенческую мелодраму, чтобы доверчиво поддаться очарованию классического немого и "звёздного" кино. Главная роль - Рудольфо Валентино - герой женских грёз на все времена.
4. «Моана южных морей» / Moana, США (реж. Роберт Флаэрти)
Ещё один, после "Нанука", известнейший фильм Роберта Флаэрти, которого можно считать основоположником жанра "документальный вымысел". Фильм рассказывает о жизни аборигенов Самоа. Флаэрти выискивал среди аборигенов наиболее фотогеничных, уговаривал их сняться и выстраивал между ними вымышленные семейные взаимоотношения для сюжета.
5. «Алая буква» / The Scarlet Letter, США (реж. Виктор Шёстрём)
Прекрасный фильм классика шведского кино, экранизация романа Натаниэля Готорна.
6. Жилец / The Lodger, Великобритания (реж. Альфред Хичкок)
Альфред Хичкок говорил так: «Не ошибусь, сказав, что "Жилец" стал первой моей картиной». Он подразумевал выработку собственного стиля. Хичкок ведь снимал с 1921 года. И зрители и критики были в восторге. Журнал The Bioscope отозвался о "Жильце" как о «лучшем фильме за всю историю британского кино», а журнал Picturegoer даже назвал режиссёра Альфредом Великим.
7. Фауст / Faust - Eine deutsche Volkssage, Германия (реж. Фридрих Вильгельм Мурнау)
Конечно, кто-то из немецких режиссёров того времени должен был снять экранизацию философской драмы Гёте. Соединить всю мощь произведения классика с художественными приёмами экспрессионизма.
8. Страницы безумия" / 狂った一頁, Япония (реж. Тэйносуке Кинугаса, Япония)
Немой экспериментальный фильм, действие которого происходит в психиатрической клинике. Фильм является продуктом группы художников-авангардистов, известной как «Шинканкаку-га». Японский классик Ясунари Кавабата - один из авторов сценария. Удивительна история фильма: он считался утерянным во время бомбёжек Второй мировой войны. И только в 1971 году на собственном складе режиссёр нашёл единственную сохранившуюся копию.
9. Мать, 1926, СССР, реж. Всеволод Пудовкин
Шедевр советского кино. Неоднократно входил в разные списки лучших фильмов. Замечательная игра актёров. В беседе с корреспондентом газеты «Кино» Дуглас Фэрбенкс заявил, что после «Потёмкина» он «боялся смотреть советские картины, думал, что „Потёмкин“ единичен, но теперь убедился, что СССР может ставить исключительные фильмы и что „Мать“ кинематографически стои́т страшно высоко».
10. По закону, СССР, 1926, Лев Кулешов
Этапный фильм. Экранизация рассказа Джека Лондона. Кулешов еле добился его постановки, поскольку на киностудии не верили, что можно поставить фильм в одной декорации с тремя актерами и при этом удержать внимание зрителя». Киноведы писали, что некоторые сцены из этого фильма «имеют столь же важное значение для развития русского кино, как некоторые сцены Гриффита и Инса в истории американского кино» .
***
***