Все вокруг помешались на внедрении искусственного интеллекта (ИИ) в процессы. Как правильно заметила моя научная руководительница: "Нельзя создать искусственный интеллект, не имея обычный". Поэтому сегодня разбираемся вместе, зачем в модной индустрии ИИ и кого он может заменить.
Искусственный интеллект - это машины, способные выполнять творческие функции, на которые раньше способен был только человек. Сейчас ИИ в основном называют искусственные нейронные сети, имитирующие мозг человека: они занимаются классификацией объектов, соотнесением их по классам и расчетом средневзвешенной в лучших традициях статистики. Их легко обучать, задавая новые критерии и классификации.
Зачем ИИ нужен в индустрии моды? Мы стремимся к упрощению всех процессов, и уже сейчас можем встретить подобие искусственного интеллекта: мы открываем страницу браузера, а система предлагает нам рекламу товаров, подборка которых основана на наших предыдущих покупках, истории поиска и той информации, которую поисковая система собрала про нас за время пользования компьютером. ИИ помогает нам с выбором, решает проблему подбора вещей, предлагает наилучшие варианты. Таким образом мы минимизируем затраты труда и времени, освобождая его для других процессов. Для индустрии моды, как и для других производственных отраслей, оптимизация и повышение производительности важны. А в условиях конкуренции и обилия информации важно внедрять ИИ и в маркетинг.
Искусственный интеллект вместо аналитика
Роль модного аналитика изменится в сторону управленца-оператора с развитием искусственного интеллекта. Так или иначе необходимо будет контролировать процесс и заниматься обучением ИИ. На сегодняшний момент аналитику по трендам уже делают машины, обрабатывая большие данные, но принятие решений все равно остается за людьми.
Важная роль ИИ при создании одежды - это борьба с возвратами. Никакой магазин не хочет продавать одежду, чтобы ее вернули обратно. А с ростом электронной коммерции количество возвратов покупок совершенных через Интернет растет в геометрической прогрессии. Магазины хотят продавать тот товар, который не будут возвращать. ИИ может подобрать дизайн и размер под человека, и уже сейчас некоторые компании вроде ASOS и Farfetch используют систему, предлагающую тот или иной размер на основании предыдущих покупок.
Из-за того что в модной индустрии очень важна психология потребителя, полностью перейти на ИИ пока сложно. В рамках цифровой экономики мы говорим о создании системы, которая будет определять не прогноз трендов, а составлять план конкретного выпуска (баланс), исходя из спроса. Нейронные сети позволяют это делать, и обучая их структуре и сегментации рынка, знаниям о тканях и многому другому, они смогут составлять отличные прогнозы того, что нужно от дизайнера или фабрики. Однако это все же прогноз, а не план.
Роль аналитика сводится к контролю и увеличению базы данных, созданию классификации совместно с программистами. ИИ может анализировать стратегии, маркетинговые решения, сравнивать успехи и помогать создавать аналитические отчеты.
Искусственный интеллект вместо дизайнера
ИИ просматривает огромное количество созданных коллекций и анализирует поисковые запросы, то, что волнует людей, на что есть спрос. Результаты исследования позволяют человеку сделать сводку основных тенденций, но их воплощение - это уже вопрос дизайна. И здесь пока ИИ может только создать вариант из комбинации уже существующего, но не кардинально новое. Машина накапливает знания человека, но пока только человек может изобрести новые.
Российский бренд YUGE активно пытается использовать AR и AI технологии в дизайне. YXI AI - искусственный интеллект YUGE, он представляет собой проект, который анализирует загруженную базу данных и предлагает персонализированный дизайн для конкретного клиента марки.
Использование ИИ - это преимущество для рекламы марки и маркетинговой стратегии. Например, российская нейросеть Trendmind создала нижнее белье совместно с Trusbox.ru. Многие компании говорят об использовании передовых технологий, так как это добавляет престижа и позволяет растиражировать историю. А истории сейчас продаются лучше, чем продукты.
Американский бренд Tommy Hilfiger объединился с компаниями IBM и FIT, создав коллекцию с участием ИИ. Программа генерировала принты, фасоны и силуэты вместо дизайнера. В основу базы данных легли архивные коллекции бренда, которые загрузили студенты FIT. Результаты эксперимента после одобрения конструкторов и дизайнеров легли в основу коллекции.
Как признался исполнительный директор Лаборатории FIT, Michael Ferraro, главной целью проекта был поиск вдохновения и возможность создавать кастомизированный дизайн под конкретного покупателя, не отходя от ДНК и традиций бренда. И это можно назвать, пожалуй, ключевой функцией ИИ: создание коммерчески успешного продукта без ущерба репутации.
Может ли ИИ заменить швею? Вполне вероятно. И это доказывает рост массового производства. Только добиться качества в этом деле пока трудно. Машина может шить, но заменить трудоемкую часть создания шедевров от кутюр пока трудно. В этом специфика модной индустрии: здесь высоко ценится роскошь, сложный ручной труд (при этом оплата не всегда связана со сложностью, например, жители Индии и соседних стран занимаются сложнейшей вышивкой за копейки). Машины гарантируют высокую производительность, вопрос только в рациональности и необходимости.
ИИ как фильтр
Визуальные поисковые технологии представляют собой форму искусственного интеллекта. Мы используем этот инструмент на Pinterest или Google, когда ищем похожую картинку или первоисточник. По аналогии эта технология работает и на Aliexpress, а теперь и на Farfetch. Вы грузите снимок понравившейся вещи, а магазин находит ее или похожую на сайте и предлагает Вам купить.
Фильтром ИИ работает и когда предлагает Вам контекстную рекламу, баннеры и объявления на основе предыдущей информации о Вас.
Может ли ИИ заменить блогеров и инфльюенсеров? Вероятно, но лишь частично. Он предложит Вам информацию на основе предпочтений, но сам не сгенерирует новый контент. Кстати, в плане работы стилиста, это выглядит интересно: ИИ может предложить новый вариант сочетания вещей, который Вы не пробовали, или сочетание на основе Ваших обычных предпочтений.
В плане борьбы с подделками и создания нового ИИ может помочь. Так, например,просканировав базу данных можно выяснить, было это уже создано, кем и когда или нет. Кстати, похожую систему, но без нейронных сетей, более упрощенную в формате блокчейн планирует запустить LVMH для отслеживания жизни люксовых товаров.
С точки зрения экономики новое не нужно, нужно удовлетворить спрос людей. ИИ может с этим спокойно справиться, но с точки зрения моды и психологии люди хотят больше уникальности и новизны. Многие дизайнеры, которые создают одежду без использования ИИ, также переосмысливают старое, и в этом нет ничего плохого.
Что думаете? Будущее за ИИ или за интеллектом человека?