Одной из целей посещения Нижнего Новгорода было осмотр метрополитена, так как это ближайший к Москве (не считая московского) метрополитен.
Нижегородский метрополитен был открыт 20 ноября 1985 года. Тогда Горький был городом-милиоником, имеющим крупное градообразующее предприятие - Горьковский автомобильный завод(ГАЗ). Поэтому метрополитен стали строить от Московского вокзала, где располагался новый жилой район, до завода. В результате чего к распаду советского союза была построена одна линия из десяти станций ведущая от вокзала до дворца культуры ГАЗ. В 1993 году были открыты две станции новой Сормовско-Мещёрской линии: Канавинская и Бурнаковская, однако метрополитен продолжал работать как одна линия, так как поезда, прибывающие с Парка Культуры меняли на Московской направление движения и следовали до Бурнаковской. Из-за этого на Сормовско-Мещёрской линии и было введено левостороннее движение, но об этом чуть позже. В 2002 году была открыта станция Буревестник. Однако в таком виде метрополитен (охват только одного берега и то, что метрополитен не доходит до густозаселёних районов города: Парк культуры на окраине Автозаводского района, а станция Буревестник далеко расположена от Сормовского района) не имел практически никакого транспортного значения для города, тогда от всего объёма перевозок городским транспортом на метрополитен приходилось 5 % перевозок, и если тогда на улице спросить у прохожего: "пользуется ли он метрополитеном" то в 9 случаях из 10 ответ был бы отрицательным. Ситуацию в корне изменило открытие в 2012 году станции Горьковская, которая была расположена в верхней части города. Строительство данной станции тормозилось потребностью строительства метромоста через Оку. После открытия Горьковской метрополитен стал более многолюдным, на него стало приходится уже 30 % от общегородского объёма перевозок. После того как Нижний Новгород был выбран как один из городов для проведения чемпионата мира по футболу 2018 городские власти приняли решение о строительстве станции Стрелка недалеко от стадиона Нижний Новгород. Половину денег на строительство станции выделили из федерального бюджета. И после трёх лет строительства 13 июня 2018 года станция была открыта. Сейчас проектируется продление метрополитена в верхней части города с строительством двух станций: Оперный театр и Сенная. Однако на данный момент средств в городском бюджете недостаточно: так как и Горьковская и Стрелка строились в основном из средств федерального бюджета, ведь строительство метрополитена это непосильная по средствам задача для любого нестоличного города (даже в Санкт-Петербурге на это не хватает средств) поэтому до 2024 года строительства новых станций не предвидится.
В шесть часов вечера 26 августа я приехал на Московский вокзал Нижнего Новгорода. Интервал в метрополитене зависит от времени и линии, так обычный интервал на Сормовско-Мещёрской 10 минут, а во время часа-пик он составляет 6 минут, на Автозаводской линии он составляет обычно 6 минут, а во время часа-пик 3 минуты. Поэтому я решил сначала осмотреть Сормовско-Мещёрскую линию, а потом уже Автозаводскую.
Для оплаты проезда используются жетоны. Стоимость одной поездки 28 рублей.
Станция Московская является самой большой в России станцией метро: две платформы и 4 пути.
После открытия Стрелки линии были разделены, до этого линий официально было две, но работали они как одна линия с вилочным движением. Поезда которые следовали с Парка Культуры до Буревестника прибывали на боковые пути станции Московская где меняли направление движения и ехали дальше.
Первой я решил осмотреть самую новую станцию Нижегородского метрополитена -Стрелку. Она была открыта 13 июня 2018 года. Это единственная конечная не имеющая оборотных тупиков. Перед станцией расположен пошёрстный съезд, а направление движения поезд меняет прямо на станции - просто машинист переходит из одной кабины в другую.
По конструкции станция является колонной двухпролётной. Как и все другие станции Нижегородского метрополитена она мелкого заложения.
Далее я снова сел в поезд, который уже ехал в другом направлении и доехал на нём до станции Канавинская.
Станция Канавинская была открыта в составе первого пускового участка Сормовско-Мещёрской линии Московская-Бурнаковская 20 декабря 1993 года.
Приехав на эту станцию я вдруг подумал : "Что-то тут не так". Приглядевшись я понял что - просто поезда ходят в другую сторону. Движение на этой линии левостороннее - это единственный подобный случай на постсоветском пространстве. Такое движение обусловлено тем, что первоначально этот участок (Московская-Бурнаковская) работал как продолжение Автозаводской линии, такая структура движения использовалась до 13 июня 2018 года. Поэтому я предполагал, что после открытия Стрелки и разъединения линий движение будет переведено на правостороннее. Однако этого не случилось по причине нехватки средств у метрополитена на перестройку СЦБ линии. Кроме этой причины есть и ещё две: потребность перестройки путевого развития Буревестника и сложность выдачи составов на линию из депо. Однако после строительства депо для Сормовско-Мещёрской линии возможно перевод на правостороннее движения будет осуществлён, однако это явно не произойдёт в ближайшие 5 лет. Поэтому Нижегородский метрополитен остаётся единственным метрополитеном на постсоветском пространстве с такой структурой движения.
Следующая Бурнаковская также была открыта 20 декабря 1993 года. По конструкции станция является колонной трёхпролётной мелкого заложения. В связи тем что строительство станции пришлось на дефолтные 90-е путевые стены вместо отделки мрамором просто покрасили.
Сама станция очень красивая, не смотря на простоту интерьера. Однако для экономии средств большая часть ламп не работает, из-за чего станция очень тёмная. Так вдоль путей не горит не одна лампа.
Станция Буревестник была открыта 9 сентября 2002 года. Это единственная наземная станция Нижегородского метрополитена. Данная станция является наземной крытой, а по конструкции колонной двухпролётной. Станция расположена довольно далеко от жилых районов и в основном рассчитана как транспортно пересадочный узел на наземный транспорт. В основном пересадку здесь можно совершить на автобусы в сторону Сормова.
Далее я доехал до станции Московская, где пересел на поезд в сторону Горьковской. Об Автозаводской линии расскажу в следующей части.