Найти тему
Андрей Мирошниченко

Нижегородский метрополитен. Часть 1.

Одной из целей посещения Нижнего Новгорода было осмотр метрополитена, так как это ближайший к Москве (не считая московского) метрополитен.

Нижегородский метрополитен был открыт 20 ноября 1985 года. Тогда Горький был городом-милиоником, имеющим крупное градообразующее предприятие - Горьковский автомобильный завод(ГАЗ). Поэтому метрополитен стали строить от Московского вокзала, где располагался новый жилой район, до завода. В результате чего к распаду советского союза была построена одна линия из десяти станций ведущая от вокзала до дворца культуры ГАЗ. В 1993 году были открыты две станции новой Сормовско-Мещёрской линии: Канавинская и Бурнаковская, однако метрополитен продолжал работать как одна линия, так как поезда, прибывающие с Парка Культуры меняли на Московской направление движения и следовали до Бурнаковской. Из-за этого на Сормовско-Мещёрской линии и было введено левостороннее движение, но об этом чуть позже. В 2002 году была открыта станция Буревестник. Однако в таком виде метрополитен (охват только одного берега и то, что метрополитен не доходит до густозаселёних районов города: Парк культуры на окраине Автозаводского района, а станция Буревестник далеко расположена от Сормовского района) не имел практически никакого транспортного значения для города, тогда от всего объёма перевозок городским транспортом на метрополитен приходилось 5 % перевозок, и если тогда на улице спросить у прохожего: "пользуется ли он метрополитеном" то в 9 случаях из 10 ответ был бы отрицательным. Ситуацию в корне изменило открытие в 2012 году станции Горьковская, которая была расположена в верхней части города. Строительство данной станции тормозилось потребностью строительства метромоста через Оку. После открытия Горьковской метрополитен стал более многолюдным, на него стало приходится уже 30 % от общегородского объёма перевозок. После того как Нижний Новгород был выбран как один из городов для проведения чемпионата мира по футболу 2018 городские власти приняли решение о строительстве станции Стрелка недалеко от стадиона Нижний Новгород. Половину денег на строительство станции выделили из федерального бюджета. И после трёх лет строительства 13 июня 2018 года станция была открыта. Сейчас проектируется продление метрополитена в верхней части города с строительством двух станций: Оперный театр и Сенная. Однако на данный момент средств в городском бюджете недостаточно: так как и Горьковская и Стрелка строились в основном из средств федерального бюджета, ведь строительство метрополитена это непосильная по средствам задача для любого нестоличного города (даже в Санкт-Петербурге на это не хватает средств) поэтому до 2024 года строительства новых станций не предвидится.

В шесть часов вечера 26 августа я приехал на Московский вокзал Нижнего Новгорода. Интервал в метрополитене зависит от времени и линии, так обычный интервал на Сормовско-Мещёрской 10 минут, а во время часа-пик он составляет 6 минут, на Автозаводской линии он составляет обычно 6 минут, а во время часа-пик 3 минуты. Поэтому я решил сначала осмотреть Сормовско-Мещёрскую линию, а потом уже Автозаводскую.

Вход на станцию метрополитена Московская.
Вход на станцию метрополитена Московская.
Плакат, висящий напротив входа на станцию Московская.
Плакат, висящий напротив входа на станцию Московская.

Для оплаты проезда используются жетоны. Стоимость одной поездки 28 рублей.

Вот так выглядит жетон Нижегородского метрополитена.
Вот так выглядит жетон Нижегородского метрополитена.

Станция Московская является самой большой в России станцией метро: две платформы и 4 пути.

Название станции на путевой стене.
Название станции на путевой стене.
Вид в сторону станции Стрелка.
Вид в сторону станции Стрелка.
Вид в сторону станции Чкаловская.
Вид в сторону станции Чкаловская.
-7
-8
-9
-10
Внизу пути Автозаводской линии, по бокам Сормовско-Мещёрской.
Внизу пути Автозаводской линии, по бокам Сормовско-Мещёрской.

После открытия Стрелки линии были разделены, до этого линий официально было две, но работали они как одна линия с вилочным движением. Поезда которые следовали с Парка Культуры до Буревестника прибывали на боковые пути станции Московская где меняли направление движения и ехали дальше.

-12
-13

Первой я решил осмотреть самую новую станцию Нижегородского метрополитена -Стрелку. Она была открыта 13 июня 2018 года. Это единственная конечная не имеющая оборотных тупиков. Перед станцией расположен пошёрстный съезд, а направление движения поезд меняет прямо на станции - просто машинист переходит из одной кабины в другую.

По конструкции станция является колонной двухпролётной. Как и все другие станции Нижегородского метрополитена она мелкого заложения.

Название станции на путевой стене. Указана следующей станция Волга, однако строительство этой станции пока лишь проектируется.
Название станции на путевой стене. Указана следующей станция Волга, однако строительство этой станции пока лишь проектируется.
Неиспользуемый путь.
Неиспользуемый путь.
Указатель.
Указатель.
Интерьер станции похож на станцию московского метрополитена Котельники.
Интерьер станции похож на станцию московского метрополитена Котельники.
Интервальные часы.
Интервальные часы.
Герб города расположен на каждом головном вагоне.
Герб города расположен на каждом головном вагоне.

Далее я снова сел в поезд, который уже ехал в другом направлении и доехал на нём до станции Канавинская.

Станция Канавинская была открыта в составе первого пускового участка Сормовско-Мещёрской линии Московская-Бурнаковская 20 декабря 1993 года.

Приехав на эту станцию я вдруг подумал : "Что-то тут не так". Приглядевшись я понял что - просто поезда ходят в другую сторону. Движение на этой линии левостороннее - это единственный подобный случай на постсоветском пространстве. Такое движение обусловлено тем, что первоначально этот участок (Московская-Бурнаковская) работал как продолжение Автозаводской линии, такая структура движения использовалась до 13 июня 2018 года. Поэтому я предполагал, что после открытия Стрелки и разъединения линий движение будет переведено на правостороннее. Однако этого не случилось по причине нехватки средств у метрополитена на перестройку СЦБ линии. Кроме этой причины есть и ещё две: потребность перестройки путевого развития Буревестника и сложность выдачи составов на линию из депо. Однако после строительства депо для Сормовско-Мещёрской линии возможно перевод на правостороннее движения будет осуществлён, однако это явно не произойдёт в ближайшие 5 лет. Поэтому Нижегородский метрополитен остаётся единственным метрополитеном на постсоветском пространстве с такой структурой движения.

Выход в город.
Выход в город.

Название станции на путевой стене.
Название станции на путевой стене.
Указатель.
Указатель.
По конструкции станция является односводчатой.
По конструкции станция является односводчатой.
-24
-25
-26

Следующая Бурнаковская также была открыта 20 декабря 1993 года. По конструкции станция является колонной трёхпролётной мелкого заложения. В связи тем что строительство станции пришлось на дефолтные 90-е путевые стены вместо отделки мрамором просто покрасили.

Сама станция очень красивая, не смотря на простоту интерьера. Однако для экономии средств большая часть ламп не работает, из-за чего станция очень тёмная. Так вдоль путей не горит не одна лампа.

Название станции.
Название станции.
-28
Указатель
Указатель
Схема линии в сторону Канавинской.
Схема линии в сторону Канавинской.
Схема линии в сторону Буревестника.
Схема линии в сторону Буревестника.
Выход в город.
Выход в город.
-33
Наддверная схема линий метрополитена.
Наддверная схема линий метрополитена.
Это единственный из тех вагонов на которых я в тот день ездил, не прошедший капитальный ремонт.
Это единственный из тех вагонов на которых я в тот день ездил, не прошедший капитальный ремонт.
Указатель на Буревестнике. В указателям станций Сормовско-Мещёрской линии Автозаводская линия обозначается как Автозаводско-Нагорная.
Указатель на Буревестнике. В указателям станций Сормовско-Мещёрской линии Автозаводская линия обозначается как Автозаводско-Нагорная.

Станция Буревестник была открыта 9 сентября 2002 года. Это единственная наземная станция Нижегородского метрополитена. Данная станция является наземной крытой, а по конструкции колонной двухпролётной. Станция расположена довольно далеко от жилых районов и в основном рассчитана как транспортно пересадочный узел на наземный транспорт. В основном пересадку здесь можно совершить на автобусы в сторону Сормова.

-37
Оборотные тупики станции Буревестник представляют собой пошёрстный съезд.
Оборотные тупики станции Буревестник представляют собой пошёрстный съезд.
Поезд на станции Буревестник.
Поезд на станции Буревестник.
Схема в вагоне метро.
Схема в вагоне метро.
-41
Место для людей с ограниченными возможностями в вагоне. В Москве в прошедших капитальный ремонт вагонах такого нет.
Место для людей с ограниченными возможностями в вагоне. В Москве в прошедших капитальный ремонт вагонах такого нет.

Далее я доехал до станции Московская, где пересел на поезд в сторону Горьковской. Об Автозаводской линии расскажу в следующей части.