Совсем недавно исполнилось 120 лет со дня рождения одного из величайших кинорежиссёров всех времён — Альфреда Хичкока.
Вот, что он писал о своём режиссёрском методе в статье для журнала «Sight&Sound» в 1937 году:
«Многие считают, что режиссер делает всю работу в павильоне, когда бесконечно муштрует актеров, добиваясь от них нужного результата. Но мои методы совсем не такие, а писать я могу только о них. Мне нравится, когда фильм полностью складывается у меня в голове еще до выхода на площадку. Иногда первая идея фильма — это размытый узор, дымка определенной формы. Может быть, за ярким началом будет нечто сокровенное, в середине, возможно, будет сцена погони или какое-то другое приключение, а ближе к финалу покажутся очертания кульминации или, скажем, внезапной развязки. Привидится какая-то неясная схема — и дальше ищешь подходящую повествовательную идею. А иногда идею дает какой-то сюжет — и нужно превратить эту идею в схему.
Вот, например, стандартный сюжет: скажем, конфликт чувства и долга. Эта идея легла в основу моей первой звуковой ленты под названием «Шантаж». Смутная схема, которая виделась изначально, была долг — любовь, любовь против долга, а в конце либо долг, либо любовь — что-то одно. Вся середина построена на теме «любовь против долга», а до того долг и любовь были представлены отдельно и по очереди. То есть сперва мне нужно было дать эпизод, иллюстрирующий долг.
Я показал, как детективы Скотленд-Ярда арестовывают преступника, — и попытался сделать этот арест максимально конкретным и детальным. Вы даже увидели, как детективы ведут человека в уборную, чтобы вымыть ему руки: ничего интересного, просто должностная рутина. Затем молодой детектив говорит, что вечером встречается с девушкой, — и сцена заканчивается переключением с долга на любовь. Затем я показываю отношения детектива с девушкой: они люди среднего класса. Любовная тема не выглядит безмятежной: влюбленные ссорятся, и девушка уходит прочь, потому что молодой человек заставил ее ждать несколько минут. Здесь стартует сюжет. Девушка влюбляется в негодяя, тот пытается ее соблазнить, и она его убивает. Вот и проблема. Наутро, как только детективу выдают дело об убийстве, уже есть конфликт любви и долга. Зрители знают, что детектив будет идти по следам своей девушки, которая убила человека, и я подогреваю в них интерес: им любопытно, что будет дальше."
А вы смотрели фильмы Хичкока? Какой ваш самый любимый?