О фестивале
Вчера в московском театре «МОСТ» закончился маленький театральный фестиваль. Я бы даже фестивалем его не назвала, а эхом Международного фестиваля «Мир русского театра», что прошёл в 2018 году в Берлине. Тогда экспертная комиссия отобрала три постановки для показа их московскому зрителю. 2019 год в России объявили Годом театра, и привезти эти спектакли организаторам из редакции журнала «Театрал» согласилось помочь правительство Москвы. Так мы увидели три разные работы трёх зарубежных театров, где работают русские артисты и режиссёры, где ставят пьесы русских классиков (пока остальная, особенно молодая европейская публика думает, что Толстой и Достоевский коммунисты, и почти готова предать их полному забвению), где звучит русский язык и собирается русскоязычная публика.
Они снова встретились ― труппы трёх зарубежных театров, участников берлинского фестиваля. И на закрытии мы видели, как рады они ещё раз собраться, показать себя новой публике, обсудить постановки, спеть под гитару и сделать общее фото на память.
О спектакле
Завершал фестивальную программу спектакль «Поверх барьеров» нью-йоркского литературного театра «Диалог». Три истории любви поэта Бориса Пастернака, всемирно известного, как оказалось, не только своими произведениями. Ирина Волкович, основатель и художественный руководитель театра, долго работала над сценарием, изучала архивы, встречалась с теми, кто лично был знаком с писателем. Ей даже удалось разыскать и пообщаться с дочерью Ольги Ивинской, возлюбленной и музы поэта последних 14 лет его жизни. В спектакле её сыграла Снежана Чернова.
Мы увидели Пастернака глазами его первой жены, «точно сошедшей с полотна Боттичелли» художницы Евгении Лурье (дебютантка Евгения Оруджева), а также второй жены, скромной и благородной домохозяйки, «идеала женской красоты и средоточия всех совершенств» Зинаиды Нейгауз (актриса Лиза Каймин). Все они проходят через те же испытания, что и сам поэт, но у каждой остаётся свой шрам на душе. О них Борис Леонидович вряд ли писал в своих стихах. Поэтому в постановке звучит поэзия Ольги Ивинской. А ещё ― письма, мемуары, отрывки из романа «Доктор Живаго», обожаемого многими американцами. Они даже проверяют друг друга на глубину души с помощью этого романа или фильма 1963 года, поставленного по роману.
Отзывы
Артистка Вера Васильева шла на спектакль с любопытством и не ожидала, что весь материал будет подан «глубоко, серьёзно и прекрасно, с уважением и пониманием судьбы великого поэта»:
― Вы чувствовали, что зал замер? Мы этого, к сожалению, не видим в больших театрах. Ваш небольшой театр нас сильно обогатил сегодня. Вы талантливы и очень глубоко чувствуете! Я получила огромное наслаждение и рада, что в наше трудное время могу чему-то всем сердцем порадоваться! Спасибо вам за это! Вы нигде не продешевили! Вы были близки к тому человеку, о ком говорила ваша душа. Хороших зрителей вам, как сегодня. Мы, кажется, затаили дыхание и буквально ловили каждое ваше слово и взгляд. Это сегодня бывает редко.
Не обошлось без признания в любви, точнее в моменте влюблённости. Женщина из зала сначала честно сказала, что, зная какие-то стихи наизусть, не особо-то любила поэзию Пастернака. Но сегодня прониклась и влюбилась: в героя, в артиста, в постановку. Всё благодаря игре Рустема Галича, да и всего актёрского состава. Жаль, что спектакль идёт лишь один день, и нет возможности привести на него своих друзей.
Театральный режиссёр, драматург и журналист Андрей Максимов добавил ложку дёгтя, назвав Пастернака «мерзейшим человеком, который писал гениальные стихи»:
― Это очень хороший спектакль про очень плохого человека. Вот три прекрасные женщины. Он их всех предал. Он ни за кого не несёт ответственность. Рустем, Вы очень тонко сделали его взросление! Через детали. Но Вы всё время играете классика русской литературы. Даже когда он встречает девушку, он всё равно остаётся классиком, автором «Доктора Живаго». Мы же знаем, что с человеком происходит, когда он влюбляется. А Пастернак не застрелился и не повесился, когда арестовали Ольгу. Он просто признал свою вину и… вернулся к жене.
И это правда. Какая есть. А Ольга отсидела восемь (!) лет колонии и всю оставшуюся жизнь была обижена на Бориса Леонидовича.
Полезности
Любопытную историю рассказал Сергей Побединский, большую половину спектакля просидевший на сцене в стороне с гитарой в руках. Песню о поэте, которую он исполняет в финале, специально для него написал Евгений Евтушенко (который, кстати, завещал похоронить себя рядом с могилой Бориса Пастернака):
― Мы сделали песню о поэте на музыку из фильма «Доктор Живаго». Я пел её на спектакле американского театра на английском языке. Однажды в 2004 году я исполнял её на «Русском самоваре», куда после своего выступления зашёл Евтушенко. Весёлый, жизнерадостный. В это время я исполнял как раз эту песню. Смотрю, он помрачнел, взял салфетку и стал писать. После выступления подошёл ко мне и протянул салфетку со словами «Вот ЭТО Вы должны петь на русском языке».
Взяла на заметку полезный совет от Андрея Максимова: чтение стихов от поэта сильно отличается от актёрского поэтического чтения. Есть такая история, что актёр ЧИТАЕТ стихи, а поэт РАССКАЗЫВАЕТ что-то про себя. Правда же, это РАЗНЫЕ вещи?)
Анжелика ЛУКИНА, фото автора
P.S. За приглашение на спектакль спасибо сообществу московских блогеров «Люблю Москву», организаторам фестиваля «Мир русского театра» ― редакции журнала «Театрал» и лично Наталье Pamsik, коллеге по блогерскому цеху.