Инновации, инновационное развитие… Давно не слышала эти слова. Оказывается, в моем родном университете даже отдельная дисциплина появилась «Инноватика». Задаюсь вопросом: что там можно изучать 4 года?
Честно говоря, разуверилась, что руководству в организациях вообще требуются инновации. Большинство руководителей относятся к ним как к нужным «для галочки».
И вот буквально вчера по работе столкнулась вновь с этим понятием и направлением. Все-таки кому-то инновации еще нужны! И вдвойне приятно, что Министерство энергетики РФ видит организационные инновации в отраслях топливно-энергетического комплекса, в первую очередь, в разработке и внедрении международных стандартов ИСО.
Какие это стандарты? О многих конечно же я знаю и даже занималась разработкой и внедрением. Это всем известные: ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2017 (взамен OHSAS 18001:2007), чуть менее распространенные: ISO/IEC 27001:2013, ISO 31000:2009, ISO 50001-2018.
Но для меня был небольшим открытием проявленный интерес министерства к системе инновационного менеджмента, системе управления цифровой трансформацией, системе управления (производственными) активами (ГОСТ Р 55.0.02-2014), системе комплаенс менеджмента (ISO 19600:2014), а также системе менеджмента антикоррупционной деятельности (ISO 37001:2016).
Плюс ко всему внимание Минэнерго вызвала уже набившая оскомину система «Бережливого производства» (ГОСТ Р 56404-2015), система «Шесть сигм». Странно, почему они не включили сюда систему «5S»? Повальное внедрение данной системы относится к 2010-м годам.
Самое простое и эффективное решение, на мой взгляд, начать с системы управления знаниями. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2015 даже есть специальный раздел 7.1.6, посвященный знаниям организации.
К внутренним источникам знаний организаций может относиться интеллектуальная собственность, выводы, извлеченные из неудачных или успешных проектов; результаты улучшений процессов, продукции или услуг, иные знания, полученные из опыта. К внешним источникам знаний могут относиться конференции, семинары, знания, полученные от потребителей и внешних поставщиков.
Не раз сталкивалась с ситуацией, что вместе с уволившимся сотрудником из компании «уходят» и все знания, наработки, контакты и даже документы, созданные им во время работы на организацию. Кто-то делает это специально, а кто-то просто не придает значения, что весь его формальный и неформальный опыт важен для компании.
Или противоположная ситуация. Новому сотруднику в организации приходится по крупицам собирать информацию для выполнения своих должностных обязанностей. Это еще хорошо, если эти самые обязанности четко сформулированы. Бывает, что приходится работать по принципу «иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что».
О правилах эффективного руководителя затронута была тема в предыдущей статье.