Часть 14. Крейсера типа "Диана" и мировой пожар
Летом 1914 года разразилась мировая война. В России ее ждали, к ней готовились, но, как обычно, оказались совершенно не готовы.
В июле крейсер "Диана" стоял в Ревеле с неработающими котлами кормовой группы и безоружным. Безоружным в буквальном смысле слова: поскольку корабль собирались превратить в учебно-артиллерийский, то незадолго до войны решено было оснастить его новейшими 130-мм орудиями Обуховского завода, серийно к тому времени еще не выпускавшимися. Соответственно, 152-мм пушки Канэ демонтировали, освобождая место. Ну, а учебно-артиллерийскому кораблю противоминная артиллерия зачем? Демонтировали и ее.
Грянула война, и все учебные корабли Балтфлота немедленно были переквалифицированы в боевые, которых отчаянно не хватало. Но, поскольку "богини" считались устаревшими уже в 1905 году, то в 1914 их рассматривали вообще только как ограниченно годные – для операций против миноносцев и подводных лодок. "Диане" приказали срочно идти в Кронштадт для перевооружения, после которого крейсер поступал в распоряжение командира Второй бригады крейсеров, своеобразной "инвалидской команды" кораблей, где собрали все малобоеспособные боевые единицы («Россию», «Аврору», «Олега» и «Богатыря»).
А с вооружением для "Дианы" надо было что-то придумывать. Сданные на склад 152-мм пушки давно уже разошлись по разным кораблям, а к производству новых мощных "стотридцаток" еще только предстояло приступить. Кинулись искать по всем арсеналам, и нашли 10 120-миллиметровок, частью разукомплектованных, и два десятка трехдюймовок. Два 120-мм орудия комфлота Н.О. фон Эссен приказал отправить на пароход "Россия", и в первый боевой поход "Диана" вышла, вооруженная восемью 120-мм орудиями и 20 75-мм. И ранее тихоходный, крейсер после всех ремонтов смог развить только 17,5 узла.
Меж тем корабли Второй бригады включились в боевую работу. В основном их деятельность сводилась к выходам в завесу на Центральную минно-артиллерийскую позицию либо в Або-Оландский шхерный район. Встреч с противником довольно долго не было.
26 августа 1914 года русскому флоту неожиданно пофартило: на камни у острова Оденсхольм сел новейший немецкий крейсер "Магдебург", экипаж которого, не успевая в суматохе боя и эвакуации сжечь сигнальные книги, просто выбросил их за борт. Там их и обнаружили водолазы. Знание немецких кодов впоследствии очень помогло командованию русского флота и нашим союзникам.
«Аврора» и «Диана» охраняли место аварии. Сперва планировалось снять "Магдебург" с камней, чтобы после ремонта использовать по прямому назначению, но быстро это сделать не получилось, а потом осенние шторма разбили корпус судна.
В октябре "Диана" в очередном ремонте: 120-миллиметровки уступают место "родным" шестидюймовкам Канэ (их изъяли с древнего "Императора Александра II"), и корабль приобретает практически первозданный вид. Не пройдет и года, как его перевооружат еще раз – в июле 1915 года шестидюймовки уступят место наконец-то изготовленным 130-мм пушкам Обуховского завода… Четыре из снятых с "Дианы" 152-мм орудий поставили на "Аврору", взамен 16 трехдюймовок; таким образом, младшая из "богинь" стала самой тяжеловооруженной: 14 152-мм пушек.
Все эти многочисленные перевооружения и модернизации имели очень ограниченный эффект. Тихоходные крейсера по-прежнему оставались "хромыми утками" Балтфлота. Годились они разве что для дозорной службы и обучения курсантов, и их встречи с противником за войну можно перечесть по пальцам.
Так, 30 июня 1916 года "Диане" довелось опробовать в деле новые пушки: в составе отряда крейсеров она участвовала в перестрелке с немецкими миноносцами. Результат? На наших кораблях "наблюдали попадания", неприятельские миноносцы "в беспорядке отошли", но повреждений на них после боя не было зафиксировано.
На следующий день "Диана" обстреляла "ныряющими снарядами" место, где был замечен перископ подводной лодки. Эффект тот же, что и в случае с миноносцами: "перископ больше не появлялся".
Дважды крейсер уклонялся от вражеских торпед. Были они на самом деле, или же наблюдателям померещилось (что часто случалось) – неизвестно.
Еще в 1916 году обе "богини" принимали участие в обороне Рижского залива, обстреливая берег и ведя огонь по вражеским аэропланам (благо, к этому времени корабли получили какое-никакое зенитное вооружение). Особенно непросто это было для Дианы, поскольку многочисленные ремонты модернизации довели ее нормальное водоизмещение до 7050 т, а осадку – до 7 метров. Моонзундский пролив "одряхлевшая "богиня" проходила на буксире с различными ухищрениями, вроде перебегания команды с носа на корму и обратно.
Вот, пожалуй, и все боевые эпизоды за войну.
Осенью 1916 "Аврора" – в который уже раз – встала в Кронштадте на ремонт, теперь – капитальный. После демонтажа артиллерии (пушки решили модернизировать, увеличив их дальнобойность) крейсер на буксире переведут в Петроград, для замены машин. Ремонт этот затянется, что будет иметь самые негативные последствия для дисциплины на крейсере.
"Диана" же перешла на зимовку в Гельсингфорс. Согласно этой диспозиции и застанет оба крейсера Февральская революция: "Аврору" – у стенки Франко-Русского завода в Питере, "Диану" – в столице Великого Княжества Финляндского…
Часть II. "Из всех труб били огненные факелы"...
Часть III. "Крейсера зарываются носом"
Часть IV. Адмирал требовал крови механика "Авроры"
Часть V. Порт-артурская эпопея "Дианы" и "Паллады"
Часть VI. "Аврора": путь к Цусиме
Часть VII. Цусимская катастрофа
Часть VIII. Конец отряда Энквиста
Часть X. Экипажи на грани бунта
Часть XI. Крейсера возвращаются на Балтику
Часть XII. Безнадежно устаревшие
Часть XIV. Хромые утки Балтийского флота
Часть XV. Смерть капитана Никольского
Часть XVI. Выстрел, которого не было
Часть XVII. Последние дни "Дианы"
Часть XIX. Неисправимо дурное поведение
Часть XX. Последний бой крейсера "Аврора"
Часть XXI. Как "Аврора" была "Варягом"
Продолжение следует