Среди ямальских отпускников все меньше «пакетников». С «длинным» северным рублем и массой свободного времени, они смело планируют самостоятельные путешествия. Особую касту составляют северяне, проводящие сезонный отдых за рулем личного авто. «Красный Север» пообщался с автомобилистами и узнал, как они добирались с Ямала до теплых морей.
Салехардцы Екатерина Анфертьева и Артем Иващенко на всю жизнь запомнят лето – 2019. Невзирая на скромный водительский стаж Артема, ребята смело отправились в первое дальнее путешествие – в Грузию.
А переводчик и менеджер по туризму Рафаэль Аббасов из Нового Уренгоя в этом году решил махнуть вместе с семьей в Турцию. Мужчина заранее перегнал свою машину на малую родину – в Черкесск, и уже оттуда проделал 2000-километровый путь до Анталии.
Вопрос первый. Зачем такие сложности?
Путешествие на машине – не самый популярный и достаточно рискованный способ передвижения, особенно для северян. Из-за отсутствия развитой дорожной схемы их путь на «большую землю», порой, превращается в настоящее испытание. И все же они садятся за руль, еще и семью с собой берут. Что движет ими? Жажда приключений или экономическая выгода?
Рассказывает Рафаэль Аббасов:
– После очередной поездки в Черкесск, я специально, с прицелом на грядущее автопутешествие, оставил там свой автомобиль. Решил начать с Турции, где уже бывал пару раз. Захотелось показать жене и детям целую страну, а не одно лишь место, куда приземлится самолет. Ведь просто сидеть в гостинице неинтересно, нам хотелось увидеть и прочувствовать все…
А вот точка зрения Екатерины и Артема:
– Мы планировали ехать большой компанией, но под конец энтузиазм остался только у нас двоих. Очень хотелось посмотреть Россию и Грузию на машине, ведь это совсем другой туризм. Кроме того, подстегивало наличие льготного проезда: весь бензин оплачивался работодателем. Вот всё и совпало.
Вопрос второй. И как ощущения?
Дальняя дорога почти всегда вызывает различные опасения и страхи. Но оправданы ли они? Каково это - сутками колесить по незнакомым трассам, чтобы добраться до моря?
У Рафаэля Аббасова богатый опыт продолжительных автопутешествий. Он не раз ездил из Нового Уренгоя в Карачаево-Черкесию. Дорога в один конец занимает четыре дня. Протяженность пути в оба конца – восемь тысяч километров. Благодаря этому поездка в Турцию показалась ему очень легкой.
– До Черкесска мы долетели на самолете. Уже на месте я занялся планированием маршрута. Форумы не читал, только прикинул дорогу: с Черкесска до Владикавказа, потом на границу с Грузией, оттуда через Кутаиси до Батуми и – в Анталию. На все про все ушло полтора суток. В пути помогли советы друзей и навигатор. Ничего сложного. Машина выдержала марш без единой поломки, – подытожил Рафаэль.
Одно дело провести в пути два-три дня, и совсем другое – больше недели. Добрую часть отпуска – около 18 дней – Екатерина и Артем потратили только на дорогу (в обе стороны). Поэтому пара планировала маршрут четыре месяца. Главными помощниками были гугл-карты и форумы, где можно найти дельные советы для дальних путешествий. Ребята признаются, что больше всего боялись дороги, но решили рискнуть.
– По планам добраться до Грузии мы должны были за шесть дней. Это двое суток на пароме Салехард – Приобье. Еще трое от Ялуторовска до границы и один день от границы Грузии до моря, – рассказывает Екатерина Анфертьева.
Но на деле в России путешественникам пришлось задержаться на два дня дольше: где-то дорога попалась плохая, где-то машина подвела. Но ребята признаются, что поездка дается легко, если ежедневно останавливаться на ночлег.
– На обратный путь вместе с паромом до Салехарда мы потратили десять суток, потому что заезжали на несколько дней в Эльбрус, Омск и Ялуторовск. Оттуда до Приобья решили ехать без остановок в гостиницах и сэкономили сутки. Спали прямо в машине на разложенном заднем сиденье по очереди. Возвращаться было не сложнее и не легче. Дорога – это всегда не просто. Однако было интересно проходить повторно необычные участки пути, – добавляет Артем Иващенко.
Вопрос третий. Сколько стоит?
Финансовый аспект всегда актуален. «Если мы во времени потеряем, то хоть в деньгах выиграем?», – задается вопросом любой турист. Считается, что билет на самолет стоит дороже поездки на авто. Но, если отправной точкой становится не южный город, а Салехард, расклад меняется.
Поездку Рафаэля Аббасова можно назвать очень бюджетной. Общая сумма его транспортных расходов от Черкесска до Анталии и обратно составила… всего 7200 рублей! Причем основную часть суммы – 4400 рублей он потратил в Грузии, израсходовав 200 литров газа.
Екатерина и Артем использовали дизельное топливо и проехали значительно больше. Их путь туда - обратно составил 9200 километров, без учета заезда в города. Расходы салехардцев на топливо достигли 33 500 рублей, не считая стоимости билета на паром – еще 27 500 рублей. Впрочем, благодаря льготному отпуску, эта часть расходов была им возмещена.
Вопрос четвертый. Нужно ли повторять?
Говорят, дальнее путешествие на машине – это настоящая романтика и свобода, которая стоит всех трудностей, даже если вы живете на Ямале.
– Советую всем такие поездки на автомобиле, потому что в этом ничего сложного нет. Главное не бояться дороги. Садитесь за руль и езжайте в другие страны! В любом месте найдутся люди, которые поймут и помогут, – говорит Рафаэль Аббасов.
– Конечно же, мы будем каждому рекомендовать хотя бы раз в жизни совершить подобное путешествие. Дальняя поездка – это отличный опыт. Такой отпуск дает прекрасную возможность спланировать свой собственный маршрут и график. Посетить самые лучшие места, увидеть самые красивые виды, пейзажи. Почувствовать себя свободным и нетипичным туристом, – уверен Артем Иващенко.
Для тех, у кого в планах совершить подобное путешествие, ребята советуют чаще читать форумы, быть осторожными с гаишниками на юге и уделить больше времени на путь до курорта.