На идею написать эту статью меня натолкнули обсуждения в комментариях. К тому же фантастика и фэнтези – это два моих любимых жанра, обладающие совершенно неисчерпаемыми возможностями для выражения самых разных идей и огромным творческим потенциалом. Да и работаю я чаще всего именно с такими текстами. Поэтому хотелось бы прояснить ситуацию.
Иногда фэнтези считают поджанром фантастики или даже «недофантастикой», фантастикой для ленивых авторов, которым не хочется заморачиваться наукой. Можно услышать и презрительную оценку фэнтези, как примитивной, низкопробной литературы. Это совсем не так. Качество литературы зависит не от жанра, а от таланта, умения и усердия автора. К тому же фантастика и фэнтези абсолютно разные жанры.
Главное отличие
Различие этих жанров связано с тем, что у них совершенно разные истоки, корни, происхождение.
Фантастика родилась из мечты человека об удивительных научных и технических открытиях, которые могут изменить жизнь человека. Поэтому на первом месте в фантастике наука и техника. Именно они делают возможным преобразования реальности, открытие новых миров и удивительных способностей человека. Как бы фантастичны ни были описываемые миры и существа, обитающие в них, в фантастике всегда делается акцент на реализм, а любая необычность представлена как научно обоснованная и существующая в соответствии со строгими законами.
Фэнтези основана на мифах и сказках, которые, по сути, и есть преобразованные мифы. В них центральное место занимает древняя магия – способность людей воздействовать на окружающее с помощью заклинаний и амулетов. В фэнтези присутствуют все древнейшие верования человечества. Например, анимизм – вера в бестелесные духовные сущности – дал начало мифам о духах и демонах, неупокоенных душах и призраках. А представление о способности людей превращаться в зверей легло в основу мифов об оборотнях.
Вся классическая фэнтези замешана на мифах Западной Европы, в которых действуют эльфы и гномы, фейри и драконы. Родоначальник европейской фэнтези Д. Р. Толкиен прежде чем написать свои книги, проделал огромную работу по изучению мифологии.
С развитием жанра появились произведения, основанные на других мифологических системах. Например, книги М. Семеновой – на восточнославянской, А А. Сапковского – на западнославянской. "Гроза в Безначалье" Г. Л. Олди - это переработка древнеиндийской мифологии, а "Мессия очищает диск" - древнекитайской.
Сейчас написано много книг, авторы которых придумывают свои оригинальные сущности, свои магические законы и фэнтезийные миры. А еще появился поджанр — городское фэнтези, основное на современных мистических байках, легендах, мифах.
Получается, что в основе фантастики — мечта, а в основе фэнтези – сказка. Согласитесь, это довольно близко, но не одно и то же.
Что общего у фэнтези и фантастики, и чем они отличаются от реалистической литературы
На первый взгляд, вроде бы все понятно, но иногда такой вопрос возникает. Так вот главное отличие этих двух жанров от реализма и одновременно то, что их объединяет, – наличие фантдопущения. То есть такой идеи, факта/артефакта, события, которое не соответствует привычной нам реальности, не вписывается в нее.
Фантдопущение может быть, на первый взгляд, не слишком значительным, но кардинальным образом меняющим реальность, которую описывает автор. Например, в романе А. Беляева «Человек-амфибия» таким фантдопущением является вживление человеку акульих жабр – и сюжет разворачивается совершенно фантастическим образом. Или достаточно допустить, что за дверцей старого шкафа открывается вход в иной мир, и герои оказываются в невероятной сказочной стране Нарнии.
В последнее время характерно появление множества поджанров, например, постапокалипсис, магический реализм. А то и происходит смешение магии и техники как, например, в направлении магопанк. Или я недавно читала книгу, в которой ученик мага Мерлина из VI века случайно оказывается в далеком будущем на огромной космической станции.
Кого-то такое смешение и путаница раздражают. Меня нет. Я, вообще, за свободный полет фантазии. Главное, чтобы было интересно, достоверно, и чтобы автор соблюдал законы, им же установленные.
На сегодня все. Как-нибудь я вам расскажу о новых направлениях в этих жанрах, а пока ненадолго прощаюсь с вами. Но вы знаете, что я всегда на связи и готова ответить на ваши комментарии.