Иногда вышедшая на рынок игра взрывается подобно водородной бомбе, затмевая собой все остальное и не оставляя конкурентам ни единого шанса, бывает, что оказывается совершенной пустышкой, но благодаря активной рекламной компании, а так же громкому названию или солидному издателю, все равно заставляет много о себе говорить и навек остается в истории жанра, пусть даже и с сугубо негативным оттенком. Но, случается, что когда игру либо выпускает малоизвестная компания, не способная полноценно продвинуть свое детище на рынке, либо сама игра получается настолько странной, уникальной и вообще ни на что не похожей, что, несмотря на ряд несомненных достоинств, в первую очередь, неповторимую атмосферу, круг поклонников у подобного творения выходит весьма ограниченным, а подавляющее большинство геймерского сообщества просто не подозревает о его существовании.
Shark: Hunting the Great White (2001)
Крайне оригинальный и до сих пор по сути не имеющий никаких сравнимых аналогов симулятор охотника на акул, хотя определение это весьма условно. Создатели не стали заморачиваться ни созданием какой-либо связной сюжетной истории, объединяющей разрозненные миссии в некое подобие единого целого, ни проработкой личности игрока, ни прочими отвлекающими от основного процесса глупостями - есть только сам, упрятанный в шкуру подводного охотника, игрок, акваланг с ограниченным запасом воздуха, верное гарпунное ружье, нож… и десятки желающих отведать сладкой человеческой крови акул. Самых разных видов и размеров, в морях и океанах по всему свету, но неизменно жутко агрессивных и крайне опасных. Эту игру невозможно назвать ни шутером - для этого в ней нет практически ни одного классического признака жанра, в первую очередь, постоянного драйва, ни даже полноценным симулятором, ибо неотъемлемым условием в них всегда считался реализм, каковым здесь даже и близко не пахнет, мало того, иногда возникает стойкое ощущение, что большую часть сведений о подводном мире разработчики почерпнули из фильмов категории «B». К примеру, имеется импровизированный справочник различных видов акул, где масштабы морских хищников в сравнении с человеком, мягко так скажем, несколько преувеличены - даже лимонная акула смотрится невероятным чудовищем, а уж большая белая так и, вообще, изображена чуть меньше вымершего мегалодона. Впрочем, судя по громадному количеству разбросанных по уровням пасхальных яиц и прямых отсылок, создатели и не скрывают, что их творение имеет к жанру sharkplotation и подводным ужасам куда больше отношения, чем к реальной жизни - чего стоит один только установленный на пляже плакат из самой первой миссии - «Остров Эмити приветствует вас!») Атмосфера же, в отличие от прочего, в игре вполне удалась, большую часть процесса сложно избавиться от ощущения, что безымянный морской ужас вот прямо в эту самую секунду готовиться подняться из неведомых глубин и пожрать игрока…
Carnivores / Carnivores: Ice Age (2000-2001)
Еще один симулятор, напрочь отринувший большинство основных канонов жанра. Вообще, с точки зрения автора этих строк, охотничьи симуляторы - игры крайне специфические и весьма занудные, в эталонный Deer Hunter может долго играть лишь человек с железобетонными нервами, неограниченным запасом свободного времени и завуалированными садистскими наклонностями. Часами выслеживать оленя, выжидать пока он окажется на дистанции выстрела, затем еще дольше преследовать несчастного и совершенно безобидного зверя по следам крови… В серии Carnivores, которую, кстати, создали те же самые люди, что и знаменитого «Сталкера», все совершенно по другому - охотник оказывается один на один со всевозможными смертоносными созданиями, как хищными, так и травоядными, но, все равно крайне опасными и агрессивными, жившими в различные периоды развития жизни на Земле - действие, кстати, происходит вовсе не на ней, а на отдаленной планете специально превращенной в охотничий заповедник. Желающему испытать себя на девственных, первобытных землях доступен целый арсенал оружия, достаточно разнообразный и внушительный, но, вместе с тем, ни в коем случае не дающий ни чувства безопасности, ни ощущения превосходства над зверем - пистолет, арбалет, дробовики и полуавтоматические винтовки. Возможно так же выбрать местность и время охоты - самое опасное, разумеется, пытаться подстрелить свою добычу ночью. Для облегчения процесса можно так же использовать маскировочный костюм, отбивающие запах репелленты, радар, рацию, дополнительные боеприпасы. К палеонтологической достоверности и, вообще, реализму, авторы игры подошли весьма своеобразно, судя по всему, руководствуясь исключительно собственными представлениями о повадках и степени опасности того или иного зверя. Самым желанным трофеем является, конечно же, тираннозавр, убить его можно лишь точно засадив королю хищников пулю в глаз, все же прочие части тела громадного ящера абсолютно неуязвимы для любого оружия. В то же время травоядный трицератопс, в реальности действительно с ног до головы покрытый прочнейшими роговыми пластинами, призванными спасать его от зубов в том числе и того же тираннозавра, может быть спокойно расстрелян из обычной винтовки…
Впрочем, все это второстепенно, потому как главное в «Хищниках» - это неповторимая атмосфера постоянного смертельного напряжения и ожидания нападения откуда угодно, которой могли бы запросто позавидовать многие тематические survival horror.
Где бы ни находился охотник, чем бы он не был вооружен, он ни на секунду не может почувствовать себя в безопасности - даже если согласно радару на карте нет никого, кроме относительно безобидных мамонтов и все они, в настоящий момент, в поле зрения, это совершенно не означает, что из-за спины не может появиться пещерный медведь и моментально разорвать игрока на части. Отдельно стоит упомянуть звук - иногда кажется, что зверь рычит непосредственно в метре от тебя, а в следующий момент набросится прямо из экрана. Одним словом, разработчикам удалось почти невозможное - не превращая свое детище в банальный шутер, сохранив определенные элементы охотничьего симулятора, получить на выходе исключительно нестандартную и атмосферную игру, где можно ощутить себя одновременно и жертвой и охотником.
Aliens versus Predator (1999)
Эту игру сложно полноценно называть как незамеченной, так и забытой, однако благодаря многочисленным и далеко не всегда удачным продолжениям, причем иногда с тем же самым названием, оригинал во многом отошел на задний план, в то время как его без особых преувеличений смело можно было именовать революцией в жанре шутеров.
По сути это три совершенно разные игры в одной коробке.
И все они доказывают, что запутанный сценарий с массой героев, изощренных сюжетных поворотов и тому подобных вещей, вовсе не обязателен для того, чтобы создать подлинный шедевр.
Неизвестная планета, затерянная в какой-то глухой, отдаленной галактике, вода, камни и вечно черное небо. И три биологических вида, неизвестно как туда угодившие, каждый из которых преследует собственную цель, однако конечным же стремлением у всех трех оказывается одно и то же - желание выжить.
Человек - это страх. Черный, неименуемый, первобытный ужас, подстерегающий за каждым поворотом, безжалостная зубастая смерть, притаившаяся в каждой тени. Безымянный солдат, случайно отбившийся от своего взвода (кстати, то что он именно безымянный, лично с моей точки зрения, большой плюс, ибо в отличие от всех прочих игр по вселенной Чужих, где нам предлагают играть за какого-нибудь капрала Уинтера или Аманду Рипли, здесь можно без труда представить на месте главного героя самого себя), пытающийся любой ценой добраться до своих и покинуть смертоносную планету. Игра построена так, что одномоментно ломает стереотипы стразу и для шутеров и для хорроров - в отличие от классики жанра здесь протагонист с первых минут первого уровня имеет полный набор самого мощного вооружения, способного в считанные секунды разнести в клочья практически любого врага. Но вот только этого врага еще нужно увидеть и суметь попасть… не говоря уже о том, что любая чужая тварь может уничтожить героя буквально одним движением. Aliens versus Predator - одна из очень немногих игр, где на практике понимаешь, насколько же хрупка человеческая жизнь.
Если человек есть страх, то ксеноморф - это голод - вечное и неутолимое движение вперед с целью убивать и насыщаться, что для чужих и означает жить. Ничтожные людишки огрызаются из своих огненных палок, но что они могут, ведь мрак и тишина - это стихия чужого, все здесь принадлежит ему. Кампания за чужого - уникальный шанс почувствовать себя тенью в ночи, страшным букой в шкафу, бесшумным охотником, существующим для того, чтобы гасить чужие жизни. При этом, конечная цель этой дикой охоты весьма схожа с той, что преследуют люди - выбраться с планеты, спасти Королеву улья и добраться до новых охотничьих угодий… финальная сцена с ксеноморфом на фоне приближающей Земли просто непередаваема.
Есть еще кампания за хищника, но, на мой взгляд, она получилась хуже всего и ее можно сравнить если только с локальным симулятором бога - галактический охотник практически неуязвим, напичкан невероятной мощи вооружением с по сути бесконечными боеприпасами, и игра за него сильно напоминает прогулку по тиру, где мишени время от времени пытаются сопротивляться, однако выходит это у них не сильно здорово… хотя, по контрасту с человеком и ксеноморфом, ощутить себя в шкуре хищника более чем своеобразно и так же весьма атмосферно…
Спасибо, что дочитали до конца!