Metal Hammer подробно разбирает диск трек за треком.
Немногие альбомы в истории рок-музыки могут похвастаться таким количеством мифов, окружавших их создание, и царившей вокруг атмосферой загадочности, как Fear Inoculum. Мир ждал пятого альбома Tool тринадцать лет и мог бы уже в конец устать, но вместо этого с каждым годом только повышал уровень ожидания.
Даже во время четырнадцатилетнего отсутствия Guns N 'Roses мы постоянно получали новости о готовящемся появлении Chinese Democracy: группа сначала сообщила нам название альбома, потом главу за главой стала рассказывать странные истории о работе в студии, под конец начала разъяснять вклад каждого из многочисленных музыкантов в создании диска. А вот Tool окружили создание пластинки Fear Inoculum оглушающей тишиной. Поэтому момент загрузки этого CD в слот проигрывателя выглядел, как реализация абсурдной мечты, которая невозможна в реальном мире.
Но теперь можно смело утверждать: альбом Fear Inoculum действительно существует. Вот только существует ли во Вселенной музыка, которая способна оправдать столь длительный период бездействия группы? Если есть музыканты, заслуживающие положительный ответ на этот вопрос, то Tool будет в первых строчках списка. К тому же будем объективны: альбом Fear Inoculum сочинялся отнюдь не 13 лет. Правильнее будет вычесть из этого периода гастрольный тур 2006 года с материалом пластинки 10,000 Days, участие вокалиста Мейнарда Джеймса Кинэна в сторонних проектах A Perfect Circle и Puscifer и судебные тяжбы, которые не оставляли группу в последние годы. В чистом остатке получаем, что Fear Inoculum был создан за три года. И качество его материала следует оценивать исходя из этого, даже если существует искушение задрать планку в заоблачную высь.
Некоторые пользователи соцсетей накануне выхода Fear Inoculum предсказывали появление целой обоймы песен, которые изменят лицо современной музыки. Однако более справедливо будет сказать, что Fear Inoculum стал обобщением и продолжением того, что мы знали о группе Tool до сегодняшнего момента. Вместо того, чтобы заново изобретать колесо или состязаться с модными тенденциями, группа взяла исходный материал, которые мы по определению знаем и любим, а потом добавила к нему новые ингредиенты (больше деталей, больше терпения), что позволило вывести некоторые из новых работ на запредельный уровень.
Ни один трек на пластинке, кроме инструментальных интерлюдий, не заканчивается раньше десятиминутной отметки. И хотя далее здесь будут высказаны некоторые соображения и оценки, следует предупредить, что никто из нас пока не знает достоверно, насколько хорош или плох этот альбом. Для правильного понимания идей, представленных на записи четырьмя участниками Tool, должно пройти некоторое время.
Теперь, когда читатель предупрежден, Metal Hammer начинает путешествие по трекам альбома Fear Inoculum во всей его красе.
Заглавный трек открывается диссонирующими звуками, сквозь которые на поверхность настойчиво всплывают электронные пузыри. В течение минуты музыка затягивает нас внутрь, прежде чем вступают узнаваемые звуки таблы. Еще минута, и сладкий голос Мейнарда Джеймса Кинэна проскальзывает в атмосферу композиции, чтобы произнести строку: ‘Immunity, long overdue, contagion, I exhale you’ // «Иммунитет, давно пора, зараза, я выдыхаю тебя». Если не искать глубокий смысл, то Fear Inoculum просто указывает на то, что нам необходимо сделать прививку от страха. Проходит еще минута, и он нашептывает о благословении иммунитета. Затем припев-кульминация, в котором тембр голоса Мейнарда приобретает божественную окраску.
Новая молитва или даже ритуальное заклинание прозвучит примерно на отметке 7:30. Это выглядит так: ‘Exorcise the spectacle, exorcise the malady, exorcise the disparate poison for eternity’ // «Изгнать зрелище, изгнать болезнь, изгнать яд, отравляющий вечность». На память сразу приходят яркие иллюстрации Алекса Грея к буклету альбома Lateralus: белый свет, вырывающийся из тела, пронизанного линиями мышц и сухожилий. В тексте песни часто упоминается дыхание, и оно явно как-то связано с человеческой жизнью.
Путешествие продолжается, пока вокал Мейнарда тонет в типичных для Tool полиритмах. В последнюю минуту трек достигает максимума интенсивности. Рифф напоминает более жесткий вариант интро композиции Parabol на альбоме Lateralus, в то время как общее настроение Fear Inoculum созвучно с треком Reflection с того же альбома. Такую музыку обычно любят слушать в темной комнате с закрытыми глазами.
Fear Inoculum — это длинная композиция с часто меняющимся ритмом, которая медленно раскрывает свои секреты. Она похожа на тщательно организованную поездку, проложенную через пункты, оказавшись в которых путешественник обязательно получит заранее заданные эмоции. И, испытав их, мы знаем, что вернемся за ними еще и еще раз.
Как рассказывает ударник Дэнни Кэри, запоминающийся рифф Pneuma стал одним из первых, что они написали для Fear Inoculum. Композиция опять возвращает нас к третьему альбому Lateralus: здесь есть отзвуки трека The Patient и расширенной версии Schism, которую они исполняли на концертах.
В плане текстов композиция развивает идеи заглавного трека об иммунитете с постоянным акцентом на дыхании. В философии стоиков понятие pneuma относится к жизненному духу, душе или творческой энергии человека. В переводе с греческого это означает «дыхание» или «ветер».
Мейнард использует идею дыхания, чтобы исследовать человеческие связи в таких словах: ‘Pneuma, reach out beyond / Wake up remember, we are born of one breath, one word / We are all one spark, eyes full of wonder’ // «Пневма, выходи за пределы / Проснись, помни, мы рождены одним дыханием, одним словом / Мы все одна искра, глаза, полные удивления». Эту тему он уже затрагивал не только на альбоме Lateralus, но и на прошлогоднем диске Eat The Elephant группы A Perfect Circle. Песня So Long, And Thanks For All The Fish («Всего хорошего! И спасибо за рыбу») — это отсылка к роману «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, в котором дельфины решают покинуть обреченную Землю . В тексте рассказывается о бесполезной трате времени на ерунду вроде диет, адвокатов, психиатров, айфонов и пластической хирургии, ведь мы представляем из себя много больше, чем это.
В прошлом году Мейнард сказал в интервью Metal Hammer: «Я думаю, что быть живым здорово. Надо получать удовольствие от жизни. Делать то, что собрался делать. Но если постоянно беспокоиться обо всем упомянутом, то, вероятно, множество других, более ценных вещей пройдут незамеченными. Вы много теряете, если действительно верите, что вам нужно заботиться обо всякой ерунде и сходить по ней с ума. Но если отказаться от всего этого, то в мире найдется много чудесной фигни, в которой вы, вероятно, найдете свое счастье».
Музыка Tool часто ассоциируется с восточной мистикой, и Litanie contre La Peur снова использует эту звуковую палитру. Короткая двухминутная зарисовка с мелодией заклинателя змей, которая на этот раз сыграна с синтезаторным звучанием классического прог-рока в его самом вычурном излишестве. Зловещий ретрозвук создает ощущение, будто вы вот-вот увидите страшную сцену из старого фильма «Доктор Кто».
Первая из двух песен, которые группа исполняла на концертах до выхода альбома. Invincible рассказывает о воине, который пытается доказать, что еще способен оставаться в строю. Учитывая 13-летнее ожидание этого альбома и мысли группы о старении («Когда вы становитесь старше, вы хотите учиться, вы хотите меняться, вы хотите развиваться, и вы не хотите жить в страхе», — рассказывал нам басист Джастин Ченселлор), возникает соблазн увидеть в этом слишком очевидный личный подтекст.
Долгое, замысловатое вступление было продуктом ранних сессий Tool. «Знаю, что Адам некоторое время дорабатывал вступление к Invincible, я даже думаю, что этот рифф стал одним из первых, над которым мы начали работать», — говорит Дэнни Кэри.
Интро настолько длинное, что в течение первых четырех минут там нет басовой партии. В спецвыпуске Metal Hammer Ченселлор рассказал о том, как они впервые играли Invincible вживую, и он начал заводить толпу, чтобы хоть чем-то занять себя во время вступления. Зрители в итоге попытались хлопать в такт сложному ритму. Когда Мейнард попросил его прекратить, потому что это сбивало музыкантов, Джастин отрицал, что они хлопали по его команде, но подчинился просьбе. Следующим вечером толпа опять принялась хлопать, и стало понятно, что зрителей побуждал к этому сложносочиненный ритм песни. Такое возможно только на концертах Tool.
Также в этой композиции есть фальш-кода, сбивавшая зрителей с толку на недавних выступлениях группы. И такое тоже бывает только на концертах Tool.
Хочется задаться вопросом: что слушали музыканты Tool во время своего долгого отсутствия? И получившийся альбом на самом деле почти не дает ответа, за исключением того, что четыре участника слушали друг друга. И все-таки из новых веяний в музыке группы можно заметить влияние электронной музыки, и в особенности синтезатора Джона Карпентера или Вангелиса начала 80-х. Один из лучших тому примеров — Legion Inoculant, где жесткий шум индустриальных, металлических синтезаторов превращается в музыкальное полотно, которое не затерялось бы на саундтреке к фильму «Бегущий по лезвию».
Еще одна песня, которую Tool впервые сыграли вживую еще весной. Ее атмосферное вступление схоже по настроению с композицией Wings For Marie (Pt 1) с альбома 10,000 Days. Басовая партия напоминает You Lied, песню бывшей группы Джастина Ченселлора Peach, на которую Tool сделали кавер для своего сборника раритетов Salival в 2000 году.
Песня звучит усыпляюще и сама похожа на сон. Текст снова повторяет мысль о том, как мы «безрассудны в своем сне», свободно падаем «сквозь эту безграничность, это безумие, которое сами сотворили». Композиция напоминает нам, что «падение — это не полет», а «свободное плавание не бесконечно». То есть если мы будем безразличны к ситуации, которую сами создали для человечества и планеты, то все погибнем. Подсказка также есть в названии: Descending переводится как «нисходящий» или «по убыванию».
Мейнард поет о «нашей лебединой песне и эпилоге», и снова возникают параллели с So Long, And Thanks For All The Fish его группы A Perfect Circle. Припев резюмирует призыв песни к действию: ‘Stir us from our / Wanton slumber / Mitigate our ruin / Call us all to arms and order’ // «Пробуди нас от нашей / Бессмысленной дремоты / Облегчи нашу гибель / Призови всех нас к оружию и порядку».
В середине 13-минутной песни Мейнард замолкает, уступая место космической электронике, как будто написанной для старого научно-фантастического фильма. Когда группа исполняет Descending вживую, в этом месте на заднике сцены появляется гигантская пирамида, вокруг которой бушует огонь, символизируя начало Апокалипсиса.
Последние минуты композиции вызывают едва уловимое чувство страха перед тем, что может произойти дальше. При этом Descending вполне могла бы стать коротким, резким, злым рок-залпом, а не длинной прог-роковой песней, но тем не менее ее продолжительность оправдана.
Вот еще один медленно набирающий силу номер преимущественно среднего темпа. На этот раз Мейнард вступает в игру гораздо раньше, чем на большинстве треков альбома. Все начинается с низкого синтетического гула, прежде чем его проникновенный шепот и чистая, сыгранная легким перебором партия гитары Адама Джонса вступают тандемом, раз за разом повторяя каждый свой паттерн.
Кинэн распевает про «психопатию, сбивающую его с толку» и «беседы, которых у него никогда не было», прежде чем сквозь почти стиснутые зубы вонзить основной хук песни: «Не смей указывать на меня». Как и на протяжении большой части альбома Fear Inoculum, снова повисает вопрос: может быть, в этих строчках группа размышляет о своем наследии, о реакции зрителей и их мнении по поводу затянувшегося отсутствия Tool? Может, Кинэн выражает неудовольствие собственной репутацией, которую навязывают ему? Как и всегда в случае с Tool, почти невозможно быть полностью уверенным.
Проходит около шести минут, прежде чем вступает бас Джастина Ченселлора, на этот раз игривый и звучащий в более высоком регистре, и еще через тридцать секунд Дэнни Кэри добавляет в песню первые барабанные дроби. Незадолго до семиминутной отметки, все музыканты Tool сливаются в неудержимом экстазе, ненадолго притормаживают, а потом повторяют все вновь, чтобы галопом пронести слушателя до конца трека.
Очередное блестяще выполненное упражнение в сдержанности при написании песен.
Эта неординарная интерлюдия по сути является соло на ударных, упакованным в обертку электроники. И Дэнни Кэри уже исполнял эту композицию вживую: в сетлистах ока указывается как CCTrip. Но поскольку это Tool, то это не могло быть обычным барабанным соло. Электронные лупы сталкиваются здесь с ударными долями в экспериментальном ретро-футуристическом стиле. Дэнни рассказал, что это его трибьют легенде фьюжн-джазового барабанщика Билли Кобэма и отсылка к связи записи с цифрой семь (см. музыкальный размер записи и их семиконечная звезда на сцене):
«Я просто всегда любил Билли Кобэма, он был одним из моих любимых барабанщиков, этот парень из фьюжна 70-х», — объясняет Дэнни. — «Он играл с Майлзом Дэвисом и Mahavishnu Orchestra и выпустил несколько действительно классных сольных записей, которые вдохновили меня. Билли делал соло подобные этому, и получал действительно сумасшедшие секвенции, мне кажется, он использовал [синтезатор] ARP2600. Я подумал, что это действительно круто, и решил сделать нечто подобное».
«Но так как в этой записи было семь треков, я создал секвенцию из семи фраз, и строил свою партию ударных в аналогичном размере. И трек действительно стал чем-то вроде оды в честь него, потому что мне нравится, что Билли играет именно так».
Хотя Tool баловались кислотой во время репетиций, Дэнни говорит, что он не употреблял ее уже в течение десяти лет, а песня была вдохновлена предыдущими психоделическими переживаниями. «Знаете, ха-ха, сейчас это больше подогревается шоколадным печеньем, чем кислотой!» — смеется он. — «Не то чтобы это видение не пришло ко мне много лет назад, когда я триповал, просто я всегда хотел сделать что-то подобное».
После сумасшествия Chocolate Chip Trip в следующий трек 7empest нас погружают очень медленно, под перебор гитары Джонса, который дополняется беспорядочными перезвонами Кэри. Вначале две темы гармонируют плохо, позже они приспосабливаются друг к другу и сливаются воедино, до тех пор пока чистый звук перебора не превращается в рифф с примочкой «вау-вау», а Кинан внезапно переходит на гроулинг (единственный раз на альбоме) и ревет: «Вот и мы!»
В этот момент Tool включает типичную для классического металла прямолинейность, которая до этого ни разу не проявлялась на Fear Inoculum. Но после того, как Кинэн выплевывает строчки текста, мы снова слышим полиритмический рифф в математическом стиле шведской группы Meshuggah, на котором большинство групп построило бы целую песню. Однако Джонс тянет его всего несколько тактов, а затем бросает.
Когда композиция приближается к отметке 6:00, вы понимаете, что именно сейчас Tool наиболее сильно приблизились к более традиционной структуре песни в этой записи. И великолепное трехминутное соло гитариста дает понять, что во втором акте композиция будет звучать по-другому.
Все музыканты находятся в потрясающей форме, и по очереди играют главную роль в каждой из песен альбома. Но по 7empest нас явно ведет Джонс. Его тональности, смены темпа и заметная индивидуальность доминируют над всем треком. Когда Кинэн появляется вновь, он поет стаккато-лаем, напоминающем о самых ранних днях Tool. Однако его вклад в композицию снова краткосрочен.
Джонс снова ныряет в поток звуков и крепко хватает песню за шиворот. Он таскает ее из стороны в сторону — от полиритмичных музыкальных взрывов к резким, кричащим отдельным нотам, и потом выводит композицию туда, откуда она началась: беснующийся рев струн сменяет гитарный перебор и шелестение тарелок Кэри.
Продолжительность в 15 минут 45 секунд делает 7empest самым длинным треком на пластинке, и он же, безусловно, самый многообразный, благодаря звуку, ныряющему из одной крайности в другую. Эту композицию можно просто назвать наивысшей точкой записи наивысшего качества. И стало быть: это одна из лучших песен за всю карьеру группы.
Вы долго ждали этого альбома, и, вероятно, ждете, что он закончится настоящим взрывом, верно? Ну, если вы, действительно, ждали подобного от Tool, то пусть пластинка Fear Inoculum станет для вас последним напоминанием, что предсказывать этих калифорнийцев бесполезно. Mockingbeat почти наверняка заставит слушателей воскликнуть «Как это?!» Композиция состоит из серии птичьих шумов, над которыми поколдовали, чтобы они звучали ... ну, немного странно. Tool, оказывается, еще и шутники.
Перевод с английского: Алексей Демин
Оригинал: Metal Hammer. Авторы: Стефен Хилл, Элеанор Гудмен