Найти тему
Артем Кашканов

Как не ошибиться при выборе подержанного автомобиля?

Не секрет, что значительное количество автолюбителей придерживается мнения, что все современные новые "бюджетные" автомобили – это унылый отстой по сравнению с предложениями на вторичном рынке.

Я целиком и полностью солидарен с этими людьми – действительно, за цену нового бюджетного автомобиля класса B можно приобрести относительно свежую иномарку C-класса (или даже D), которая будет намного интереснее по своим характеристикам. Изначально я так и планировал сделать, но реальная ситуация на вторичном рынке в моем городе оказалась не столь радужной.

Авторынок
Авторынок

Известно, что покупка автомобиля б/у всегда связана с риском нарваться на проблемный экземпляр, и чем выше класс авто, тем больше этот риск. На Авто.ру нечасто, но встречаются объявления о продаже премиальных авто (типа Porsche Cayenne) за цену новой "Гранты". И находятся умники, которые их покупают, дабы пустить пыль в глаза своей целевой аудитории, но потом оказывается, что от премиум-класса в машине осталось только название. Вот пример:

Скриншот с Авто.ру, просьба не воспринимать как рекламу. Цены сопоставимы с новой Ладой Грантой. Как вы думаете, сколько потребуется денег, чтобы довести подобные автомобили до полностью рабочего состояния?
Скриншот с Авто.ру, просьба не воспринимать как рекламу. Цены сопоставимы с новой Ладой Грантой. Как вы думаете, сколько потребуется денег, чтобы довести подобные автомобили до полностью рабочего состояния?

Если спуститься с небес на землю (примерно до "гольф-класса") и поискать автомобиль попроще, шанс найти годный автомобиль есть. Но опять же, как показала практика, среди предложений на вторичном рынке оказалось огромное количество автохлама, вплоть до восстановленных из "тотала" авто. Даже если серьезных ДТП не было, 90% автомобилей имеют пробег более 100-150 тысяч километров, то есть как минимум половину ресурса они уже выработали.

Подобные картинки можно увидеть на сайтах кузовных сервисов. Как вы думаете, куда эти автомобили отправляются после ремонта?  Правильно, на вторичный рынок!
Подобные картинки можно увидеть на сайтах кузовных сервисов. Как вы думаете, куда эти автомобили отправляются после ремонта? Правильно, на вторичный рынок!

Я никого не отговариваю покупать автомобиль б/у, но чтобы максимально обезопасить себя от "попадалова", следует соблюдать осторожность при покупке. А для этого - соблюдать простые правила:

  • Не бросайтесь на первое попавшееся объявление о продаже, каким бы привлекательным оно не казалось. Чем больше вариантов вы рассмотрите, тем больше вероятность, что купите живой экземпляр.
  • Если не разбираетесь во всех нюансах выбора авто и его оформления - попросите помочь специалиста. Это может быть друг, коллега, родственник. Даже небольшой опыт в покупке б/у авто - это гораздо лучше, чем полное его отсутствие. Есть фирмы по автоподбору, которые за деньги оказывают услуги по поиску подходящего автомобиля и его проверку. Доверять им или нет - каждый решает для себя. Но в одиночку ходить новичку на просмотр авто точно не стоит, "профессиональные продавцы", как правило, хорошие психологи и имеют дар убеждения - навешают лапши на уши и моргнуть не успеете, как подпишете договор купли-продажи :)
  • Перед покупкой необходимо "пробить" автомобиль по базам - никого рекламировать не буду, но подобные сервисы легко ищутся поисковыми системами по запросу "проверка автомобиля по VIN". Это позволит узнать, имеются ли у автомобиля ограничения на регистрационные действия, были ли у него в истории ДТП и факты скручивания пробега. Вроде бы рекомендация банальная, но многие по неопытности ей пренебрегают.
  • Если автомобиль пробивается по базам с "отсутствующими ДТП" - обольщаться не стоит. Информация о ДТП в историю автомобиля попадает из баз данных ГИБДД и страховых компаний. Но если авто съехал в кювет на трассе, и владелец восстановил его "в гараже у Ашота", то никакой информации о подобных ДТП в истории не будет.
  • Лучший вариант - покупка автомобиля непосредственно у владельца, особенно, если этот владелец первый в ПТС. Приветствуется наличие заказ-нарядов на плановое обслуживание и ремонт. По ним можно отследить, когда и где автомобиль обслуживался и что потребует плановой замены в обозримом будущем.
  • Неплохой вариант - покупка у крупного официального дилера какой-то марки. Почти всегда есть возможность купить автомобиль из трейд-ин - он почти наверняка будет юридически чистым и прошедшим предпродажную подготовку, возможна какая-то гарантия. Официалы дорожат своей репутацией и вероятность мошенничества и обмана стремится к нулю.
  • Связываться или нет с кредитным автомобилем - решать вам. Сперва нужно погасить остаток долга по кредиту, потом дождаться, когда с автомобиля снимется запрет на перерегистрацию - на это может уйти несколько дней. Хорошо, если владелец погасит кредит самостоятельно, но вполне может предложить это сделать вам. Это крайне сомнительный вариант, поскольку вы рискуете остаться и без денег и без автомобиля (владелец может банально попасть в ДТП в период вывода автомобиля из залога).
  • По возможности не покупайте автомобиль у перекупщиков. К сожалению, таких предложений большинство! Определить перекупщика просто - он почти наверняка не вписан ПТС как владелец. "Мопед не мой, я только дал объяву". Часто эти люди дешево покупают битые авто, кое-как их восстанавливают (тоже за дешево), скручивают пробег и тут же продают с большой накруткой. Естественно, ни о каком качестве ремонта речи не идет. Купив такой автомобиль вы скорее всего столкнетесь с необходимостью все переделывать за свои деньги. Я не говорю, что так поступают все перекупы, но такой подход широко практикуется.
  • Старайтесь избегать "серых" дилеров. Это такие площадки, пестрящие яркими надписями "У нас все авто как новые!" или "Мы, русские, друг друга не обманываем!" :) Цены в объявлениях действительно могут быть привлекательные, но продавец может брать комиссию, включить в перечень какие-то высосанные из пальца услуги - "доставка автомобиля", "предпродажная подготовка", "проверка юридической чистоты" и т.п., причем все это включено в договор, который редко кто читает внимательно. И зря, среди "воды" могут спрятаться крайне невыгодные для покупателя пункты. По хорошему, надо ставить подпись на каждой странице договора, чтобы у продавца не было возможности "под шумок" заменить страницу. Если подписали - уже не отвертитесь. А при расторжении договора дилер почти наверняка потребует неустойку, сославшись на пункт договора, который вы не толком не прочитали. И уж точно не стоит покупать у этих продавцов машины в кредит - проценты могут быть драконовскими!
  • Последствия мелких аварий (небольшая вмятина на двери, царапина на бампере, скол на стекле от камешка) не так страшны, как замаскированные последствия крупного ДТП, особенно если ремонт был "дешевый". Чтобы это проверить, воспользуйтесь толщиномером - прибором, определяющим толщину лакокрасочного покрытия. Нормой является толщина ЛКП 70-150 микрон. Если она больше - деталь скорее всего красилась. Признаки выполненного наскоро кузовного ремонта можно проверить, отогнув резиновые уплотнители, ковролиновую обшивку салона. Подтеки краски или отличия цвета - это плохие признаки.
  • Самая нехорошая авария - боковой удар. При этом геометрию кузова восстановить крайне сложно. Второй по тяжести случай - удар в зад. Последствия лобового удара для кузова самые легкие (естественно, в разумных пределах :) Вообще, старайтесь не покупать автомобили, побывавшие в серьезных ДТП - они также отражаются в истории автомобиля в информационных базах (если ДТП было зарегистрировано). Даже если машина хорошо восстановлена, силовой каркас у авто уже не столь прочный и в случае серьезного ДТП (не приведи бог!), он уже не сможет обеспечить тот уровень безопасности, как у нового автомобиля.
  • Ржавчина на кузове - весомый аргумент, чтобы отказаться от покупки автомобиля или значительно снизить цену. Кузов автомобиля - самая дорогая деталь и ремонтировать его весьма накладно. Еще ржавые кузовные элементы могут указывать на былые повреждения и некачественный ремонт с использованием дешевых неоцинкованных деталей-аналогов.
  • Изучите ликвидность приобретаемой модели на вторичном рынке - рано или поздно настанет момент, когда вы решите машину продать. Бытует мнение, что наибольшую ликвидность на вторичном рынке имеют японские автомобили и европейские автомобили (за исключением, наверно, французов), неплохо на вторичке продаются наши "Лады". Худшая ликидность у китайских автомобилей (по крайней мере, раньше считалось так - сейчас популярность китайцев сильно выросла, скорее всего это в обозримом будущем положительно скажется на их ликвидности).

Описанные выше критерии - это лишь то, что первое пришло на ум. На самом деле тонкостей и нюансов гораздо больше (возможно я дополню статью). Но даже из этого можно сделать вывод, что выбор и покупка б/у автомобиля своими силами - затея, требующая большого количества свободного времени, и хорошего знания этого дела. Если вы понимаете, что у вас нет времени и желания этим всем заниматься, просто купите новый автомобиль. Пусть классом ниже, пусть российский или китайский, но новый!

Если у вас есть что добавить, либо вы нашли какую-то неточность - не стесняйтесь указать это в комментариях.

Если поставите лайк или поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях, буду очень благодарен.

Всем добра и удачи на дорогах!

Авто
5,66 млн интересуются