91,9K подписчиков

Эксклюзив: интервью с художником Настасьей Чудаковой «Монолог смелого мастера»

7,6K прочитали
Откуда берётся такое человеческое качество, как смелость? Одни считают её анамнезом безрассудства. Другие полагают, что она закаляется в пламени пылкого темперамента. Третьи говорят, что смелым бывает тот, кому нечего терять. Либо — как вариант — тот, кто боится потерять нечто более ценное, чем он сам. И потому не имеет возможности сделать шаг назад.

Возможно, кто-то из них прав. Может быть — правы все. Но мы глубоко убеждены: существует одно непременное сопутствующее душевное качество для возникновения такого явления как смелость. Оно называется доброта. Или (если более наукообразно) — эмпатия. Без неё всё вышеперечисленное по сути своей является не храбростью, а слепым гневом, ожесточением души или жестом отчаяния.

Помимо несомненного живописного таланта, героиня этой статьи, художник Настасья Чудакова, совершенно очаровала нас своими незаурядными человеческими качествами, среди которых особенно выделяется её смелость. Готовность честно и прямо «смотреть в глаза» своему зрителю, открывать ему свою душу и приветствовать любые углы, ракурсы и точки зрения на свои произведения.

"Запретный плод"
"Запретный плод"
«Я очень много общаюсь со своей публикой, не только в режиме онлайн, но и лично на выставках... На мой взгляд, зритель, не имеющий отношения к живописи, может дать особенно чистый, незамыленный взгляд на то или иное произведение по принципу "глубоко - не глубоко", "тронуло - не тронуло" ...»

Впрочем, обо всём — по порядку.

"Чаепитие"
"Чаепитие"

Маленькая Настасья, как и положено любому будущему большому мастеру, обожала рисовать. Пожалуй, этот момент биографии роднит практически всех художников, у которых нам посчастливилось брать интервью. Эти истории во многом схожи между собою не только «универсальной» завязкой, но и дальнейшей экспозицией. Стремительно летят года, и бывшие маленькие девочки и мальчики, с ранних лет не выпускавшие из рук карандаши и кисти, в конце концов успешно (или не совсем) оканчивают профильные ВУЗы.

"Прощай, детство!",2017, холст, масло,40х60
"Прощай, детство!",2017, холст, масло,40х60

В случае нашей героини дела обстояли несколько иначе. Начнём с того, что у Чудаковой нет высшего художественного образования. Более того: из-за частой смены места жительства она множество раз переходила из класса в класс и сменила не одну художественную школу, раз за разом начиная «с чистого листа». И при этом не теряла стремления познавать и развиваться, идти по пути к своей мечте и не сдаваться несмотря на трудности, с которыми не всякий взрослый человек способен совладать. Согласитесь: для этого требуется большая смелость, множество душевных сил и искренняя любовь к искусству.

"От простуды с любовью"
"От простуды с любовью"
«Не было момента, в котором я бы поняла, что хочу заниматься именно живописью, я рисовала с самого детства. Но знаю точно, что мое желание укреплялось каждый раз, когда моя семья высказывала крайнее отрицание выбранного мной пути. Это сыграло большую роль.»

Итак, пока достигшие совершеннолетия сверстники Настасьи корпели над полотнами классиков и постигали академические премудрости под руководством университетских профессоров, изыскивая мотивы для собственного творческого «раскрытия», наша героиня... впрочем, лучше мы дадим слово ей самой:

«...в юношестве особенно любила колесить по стране автостопом, слушая рассказы других людей, что несомненно сказалось и на моей творческой жизни в выборе тем.»
"Звонок Алёне"
"Звонок Алёне"

И снова мы не можем обойти стороной тему отчаянной храбрости художника. Конечно, юношеский максимализм во многом способен объяснить выбор такого способа познания мира, людей, самой себя. А также поиска вдохновения и тем для живописных сюжетов. И всё же нужно обладать смелым и большим сердцем, чтобы следовать за своей музой в подчас суровой окружающей действительности.

"Разбойники"
"Разбойники"
«Придумать сюжет и подобрать все до самой мелочи — прекрасно, это я умею! У меня целый архив идей. Но когда дело доходит до исполнения, работа застывает, ведь сбор материала — это колоссальная работа, особенно когда идея пишется полностью из головы. Интересный момент: зачастую у меня есть идея, работа уже начата, но названия (а в нем я заключаю всю концепцию работы) нет. Значит, до тех пор пока название не придет, то бишь конечный смысл не оформится, картина не будет окончена.»

Впрочем, авантюрно-приключенческие элементы построения своей живописной карьеры никогда не являлись для нашей героини самоцелью. Упорный труд и непрерывное самосовершенствование, основанное на немилосердной творческой рефлексии. Сама же она рассуждает о своей профессии и картинах несколько иначе:

«Для меня художник — это человек, совмещающий в своем творчестве две вещи: идею, которая может дать что-то этому миру, и мастерство. И также для меня это человек, который не видит другого пути для себя в этом мире. Я всегда говорю, что пишу картины и картинки. Вторые несут в себе более декоративное значение, отдых для глаз и ума, не несут большого смысла, лишь передают момент и ощущение. А первые — это работы, в которые я вкладываю максимум себя, максимум сил и времени, несущие в себе глубокую мысль.»

Знаете, уважаемый читатель, в наше интересное время нужно обладать изрядной смелостью, чтобы честно заявлять о некоем «ранжировании» своих полотен по смысловой наполненности, в то время как многие коллеги только и заняты тем, что прививают своим поклонникам «синдром поиска глубинного смысла», «напуская туман» во время интервью и общения с посетителями галерей.

"Шалфей и рыба",2017,холст,масло,50х60
"Шалфей и рыба",2017,холст,масло,50х60
«У меня есть друзья-художники, за чьей оценкой я смело могу обратиться и знать, что это сказано от чистого сердца без предвзятости. Однако встречались на моем пути и художники, которые давали невероятно субъективные комментарии.
«... однажды я встретила женщину, в одно утро проснувшуюся и понявшую, что она — Великий Художник. Творила она в жанре «разливать краску на холст», и, благо имея возможность, устроила себе несколько персональных выставок в разных странах. Тут уже напрашиваются слова о том, как мало этот мир понимает в искусстве, но ее попытки полностью провалились. А это значит, что вопреки популярному мнению, финансового положения не достаточно, чтобы стать известным художником, нужно нести что-то большее. Это многому меня научило.»
"Большой Голубой над нами", 2017, холст,масло, 40х50
"Большой Голубой над нами", 2017, холст,масло, 40х50

Нам очень импонирует ещё один момент: Чудакова—«пластичный» и очень «восприимчивый» художник, чьи творческие интересы и эстетические симпатии простираются далеко за границам её собственных работ и выглядят многообещающими.

«Я работаю в жанре реализм, и другого пока для себя не вижу, хотя и особенно интересуюсь русским импрессионизмом... учусь в последнее время внедрять (элементы импрессионизма- прим. авт.) в свое творчество. Меня интересуют совершенно разные техники — пастель, акварель, акрил, но основной для меня остается масло.»

Скажем пару слов о перфекционизме. Судя по всему, госпожа Чудакова «болеет» этим «недугом» всех богато одарённых натур в полной мере:

«Момент окончания работы над картиной, признаться, самый сложный. С технической стороны это — поправить миллиметр здесь, а здесь — еще пол миллиметра. Постоянно находиться на расстоянии от работы и смотреть, смотреть, смотреть. Но так же окончание картины — это и отрывание ее от сердца, ведь именно когда кисть в последний раз касается холста, он начинает принадлежать миру, а не создателю.»
"Бабушкины руки"
"Бабушкины руки"

Напоследок мы задали нашей героине традиционный вопрос всех интервьюеров. На самом деле нам действительно очень интересны творческие планы художницы, чья живопись полюбилась нам с первого взгляда.

«Самый мой главный и обширный творческий план — воплотить в жизнь мой огромный список идей, но, что особенно важно, — наконец обратиться к социальной живописи. Это требует невероятных моральных усилий, ведь темы эти идут из глубины душевных ран, и я уверена, они затронут многие умы. Но к этому нужно быть готовым, поэтому пока я собираюсь с духом и пишу о том, что так же важно — о воспоминаниях.»

Нам остаётся лишь пожалеть нашей героине удачи. Ибо цель, к которой она стремится, под силу достичь лишь человеку, обладающему не только природным даром замечательного живописца, но и сильным, смелым и добрым сердцем.

🎯 Все материалы данной статьи являются эксклюзивом канала "Живопись" ресурса Яндекс.Дзен, любезно предоставленными и публикующимися с личного разрешения художника Настасьи Чудаковой.