Найти тему
Casus Belli

В Питере – «Аврора» или нет?

Часть 22. Памятник себе

"Аврора" в начале 1980-х
"Аврора" в начале 1980-х

Крейсер «Аврора» служил учебным пособием нахимовцам до 1961 года, когда корабль, включенный Советом Министров СССР в список охраняемых государством памятников, окончательно стал музеем. Курсанты его покинули, уступив место экскурсиям. Стоянка осталась прежней - у Нахимовского училища на Большой Невке.

В 1968 году крейсер «Аврора» в честь 50-летия вооруженного восстания в Петрограде был награжден орденом Октябрьской революции, на котором, как известно, изображен… крейсер «Аврора».

-2

Прошло еще некоторое время, и экипажу крейсера-музея (а корабль все это время оставался в списках флота и формально был воинской частью со своим экипажем) стало ясно, что до очередной годовщины судно может и не дотянуть.

В 1980 году была создана комиссия по определению технического состояния корабля. Осмотр не особо порадовал.

Железобетон, которым в 1948 году укрепили днище старого корабля, почти повсеместно отслоился, коррозия истончила обшивку, а многие переборки и шпангоуты требовали замены. Отслоение железобетона вкупе с коррозией корпуса представлялось серьезной потенциальной угрозой, для устранения которой нужно было принимать действенные меры.

"Аврора" по пути  в док
"Аврора" по пути в док

На уровне существовавших в начале 1980-х годов технологий комиссия предложила три варианта решения проблемы:

  • Забетонировать корпус, но теперь уже снаружи, и не 5-сантиметровым слоем, а капитально, слоем толщиной 100-120 мм.;
  • Поместить корпус в «плавучий док» - погружной понтон, который не выступал бы над поверхностью воды;
  • Поставить корабль на стационарный подводный постамент.

Каждый из них был плох по-своему. Технологию для первого варианта только предстояло разработать, никто в мире подобных операций не делал. Понтон не давал гарантий водонепроницаемости, да и коррозию он затормозить никак не мог. Установка корабля на постамент означала серьезное вмешательство в конструкцию. Крейсер попросту перестал бы уже быть кораблем.

-4

В конце концов было решено провести восстановительный ремонт с заменой всех поврежденных элементов корпуса, то есть, фактически, заново изготовить все детали, поврежденные или утраченные за 80 лет. Сложно, дорого, очень долго, но зато корабль в итоге удалось бы привести к первоначальному облику (машины и механизмы восстанавливать не планировалось, только внешний вид). И это была бы реальная реставрация – как реставрируют произведения искусства.

-5

Но тут вмешались обстоятельства. Во-первых, конечно, судостроителям – а подрядчиком был выбран Завод имени Жданова (ныне - ПАО Судостроительный завод «Северная верфь») - такая кропотливая работа, мягко говоря, не улыбалась. Фактически нужно было за крайне ограниченное время, за три года, воссоздать сперва технологии конца XIX века, а потом, по этим технологиям, воссоздать корабль. Работа потребовала бы огромных денег. Ну, и было одно технологическое препятствие, которое точно не позволило бы уложиться в трехлетний срок, а именно – необходимость ликвидировать последствия «железобетонного» ремонта 1948 года.

-6

Дело в том, что при восстановлении после войны арматуру варили непосредственно к корпусу «Авроры». Если теперь попытаться ее срезать, старый ржавый корпус этого просто не выдержит, и расползется по всем швам.

Ну, а, поскольку постановление Совета министров ССР «О мерах по сохранению крейсера «Аврора», требовало сохранить крейсер революции, а не образец технологий XIX века, то кораблестроители Завода имени Жданова с легким сердцем решили попросту заменить подводную часть корабля новоделом. Это радикально сокращало время ремонта и снижало его стоимость: никакой очистки, никаких разборов, никаких старых технологий. В январе 1984 года соответствующее решение было утверждено, в августе крейсер встал у стенки Завода имени Жданова и началась его «реконструкция».

-7

Напрасно академики - кораблестроители и историки - били во все колокола, призывая остановить уничтожение исторического корабля. «Аврору» требовалось предъявить к круглой дате, и это было в глазах чиновников гораздо важнее.

Любопытно, что в ходе «реконструкции» авроровские шестидюймовки так и не получили аутентичных орудийных щитов – «реставраторы» вновь, как и в 1947 г., сослались на отсутствие чертежей (хотя нужные чертежи к тому времени были найдены).

Отрезанная подводная часть "Авроры" с броневой палубой
Отрезанная подводная часть "Авроры" с броневой палубой

В 1985 году от корабля отделили «днище», как в документах стали называть подводную часть крейсера высотой 7,5 м и длиной 85 м, и отправили на судоразделочную базу. К концу лета того же года у «Авроры» уже появилось новое «днище», созданное по технологиям 1980-х и рассчитанное, по заявлениям судостроителей, «на 300 лет».

Что касается надводной части крейсера, то ее действительно постарались максимально приблизить к тому виду, который она имела в 1917 году (за исключением злополучных орудийных щитов). Даже якорному устройству вернули аутентичный вид – якоря перестали втягиваться в клюзы. Но… Многие деревянные части заменили стальными (например, стеньги). Вместо клепки повсюду торчат безобразные сварные швы. Заново изготовленная подводная часть лишилась деревянной и медной обшивки…

-9

Это, конечно, уже не совсем «Аврора». По крайней мере, ниже ватерлинии - это совсем не она. Но... Если бы ремонт корабля не закончился в 1987, а растянулся лет на десять – вспомним, что это были за годы – он мог бы и вовсе не закончиться. И где бы была сейчас «Аврора»? Очень может быть, что там же, где и «Варяг»…

Затопленная подводная часть крейсера
Затопленная подводная часть крейсера

Часть I. Рождение в муках

Часть II. "Из всех труб били огненные факелы"...

Часть III. "Крейсера зарываются носом"

Часть IV. Адмирал требовал крови механика "Авроры"

Часть V. Порт-артурская эпопея "Дианы" и "Паллады"

Часть VI. "Аврора": путь к Цусиме

Часть VII. Цусимская катастрофа

Часть VIII. Конец отряда Энквиста

Часть IX. Интернированные

Часть X. Экипажи на грани бунта

Часть XI. Крейсера возвращаются на Балтику

Часть XII. Безнадежно устаревшие

Часть XIII. Под чужим флагом

Часть XIV. Хромые утки Балтийского флота

Часть XV. Смерть капитана Никольского

Часть XVI. Выстрел, которого не было

Часть XVII. Последние дни "Дианы"

Часть XVIII. Игра с огнем

Часть XIX. Неисправимо дурное поведение

Часть XX. Последний бой крейсера "Аврора"

Часть XXI. Как "Аврора" была "Варягом"

Часть XXII. Памятник себе