Найти в Дзене
Игры Разума

Салемские ведьмы: массовая истерия или они существуют?

Приветствую вас, мои любознательные читатели, на моем канале "Игры разума"!

Сегодня хотела бы поговорить о массовом психозе, его причинах и последствиях. Одним из его многочисленных примеров может служить Салемская трагедия 17 века.

1692 год, маленький американский городок Салем. В семье местного пастыря растет дочь Элизабет Паррис, ей 9 лет. Девочка водит дружбу со своей двоюродной сестренкой Эбигайль Вильямс, той 11 лет. В доме преподобного Парриса прислуживает африканская рабыня Титуба, привезенная им из Барбадоса. Толи от скуки, толи удовольствия ради, Титуба поделилась с девочками знаниями основ магии Вуду. К слову сказать, за 50 лет до описываемых событий в штате Массачусетс, в котором расположен был городок Салем, законодательно были запрещены колдовство и все виды магии. Но Титубу это не остановило, а девочки проявляли к этому немалый интерес.

И это было начало.

В январе 1692 года девочки "заболели" неизвестной болезнью: они кричали и издавали странные звуки, изгибали тела, заявляли, что их мучают злые духи, ведьмы и колдуны, которых вокруг великое множество, под звуки проповеди затыкали уши..., в общем - бесновались, как могли. Скоро и некоторые подружки девочек заразились такой же болезнью... Местный доктор поставил диагноз: болезнь от воздействия ведьм и по причине их колдовства. Мнение доктора было убедительным и основанным на трудах других авторитетных мужей в области борьбы с колдовским воздействием на людей.

Сначала девочки указали на первых трех ведьм и тех арестовали. Одна из них была Титуба, вместе с ней арестовали еще двоих: нищенку и тяжелобольную вдову. Все трое не посещали церковь и вполне подходили под образ ведьм. Население городка согласилось с обвинениями девочек. Глядя на больных девочек, люди верили, что в городке промышляют колдуньи, нанесшие такой вред их здоровью. Девочки стали "центром" жизни Салема, с их "авторитетным" мнением в вопросах колдовства советовались, им руководствовались...

-2

Так компания из нескольких девочек-подростков организовала в Салеме первую масштабную охоту на ведьм.

И девочек "понесло". Аресты стали сыпаться как "из рога изобилия". Среди колдуний и колдунов, на которых указывали девочки, были женщины, мужчины, стрики и даже 4-х летний ребенок - дочка той нищенки, которая была арестована в числе первых. Одна из компании "больных" девочек, 11-ти летняя Анна Путман, обвинила в колдовстве бывшего священника Салема. Она рассказала, что преподобный Джордж Барроу был "главарем ведьминской мафии Салема", организатором и идейным вдохновителем всех шабашей и колдовских бесчинств, творившихся в городе.

-3

Но многие из арестованных были прихожанами церкви и вели вполне богоугодный образ жизни. И тут люди стали сомневаться в обоснованности обвинений, выдвигаемых девочками. Однако не каждый имел смелость заявить о своих сомнениях - риск оказаться обвиненным в колдовстве просто летал в воздухе Салема. И жертвы продолжали оставаться в застенках тюрьмы и гибнуть на эшафотах... Преподобного Джорджа Барроу повесили - судьи не сомневались в его виновности, хотя в его защиту выступило сообщество городка. Судьи Салема вообще очень охотно верили, что имеют дело с ведьмами и колдунами, предъявляя им обвинения в противозаконном применении колдовства и ведовства. За все время этой колдовской истерии в Салеме были арестованы около 200 человек, 19 человек были повешены и 1 старик умер под пытками, еще двое умерли в застенках тюрьмы, не дожив до исполнения приговора. Многие принимали смерть так и не признав свою вину, некоторые под пытками сознавались в колдовстве.

-4

Безумие с обвинениями, арестами и казнями продолжалось до октября 1692 года. Народное возмущение стало более активным, люди стали открыто заявлять об абсурдности происходящего. И тогда губернатор штата наложил запрет на применение казни ко всем арестованным по делу Салемских ведьм, а чуть позже указал распустить суд, посчитав его предвзятым и некомпетентным.

-5

В 1702 году вышестоящий суд признал решения суда 1692 года по делу Салемских ведьм незаконным, а в 1711 году всех пострадавших реабилитировали и вернули им их добрые имена. Семьи жертв трагедии в Салеме получили от государства большие денежные компенсации.

В 1752 году городок Салем был переименован в Дэнверс. В в 1992 году там был установлен мемориал в память о жертвах Салемской трагедии.

Салемская трагедия легла в основу многочисленных литературных произведений, киноверсий, телевизионных  и театральных постановок.
Салемская трагедия легла в основу многочисленных литературных произведений, киноверсий, телевизионных и театральных постановок.

До настоящего времени исследователи этой темы спорят о том, что было в Салеме. Мне, как и большинству, кажется, что всего-навсего девочки, солгав однажды, не смогли остановиться: сначала им нравилось быть в центре внимания, а потом уже просто боялись... Это вынуждало лгать их дальше и дальше. В подтверждение этой версии выступает тот факт, что спустя 14 лет после начала трагедии Анна Путман, обвинившая в колдовстве бывшего священника Салема и казненного по ее обвинениям, покаялась в том, что оговорила его. Но сделано это было "по сатанинскому наваждению", а не по желанию причинить ему вред.

Есть версии о том, что девочки действительно страдали психическими заболеваниями, или были отравлены вызывающими припадки и галлюцинации веществами, или во всем виноваты политика и религия того времени... Бытует мнение и о том, что среди жертв действительно есть те, кто прибегал к практике колдовства.

Девочки-подростки, дети с неустойчивой психикой, придумавшие страшную историю и в нее поверившие... Возможно, потом просто испугавшиеся... А что делали взрослые и где был их взрослый разум? Почему так беспрекословно они верили детям, нормальность которых была под очень большим вопросом? Почему им так хотелось клеветы, страха, крови, жертв? Что это было: невежество, злость или Эффект толпы?

Всем спасибо за внимание!

Благодарю за ваши лайки и подписки!

До новых встреч в "Играх Разума"!

-7