Найти тему
33,6K подписчиков

Стандартные линкоры США.

1,4K прочитали

Лет за пять после триумфального пришествия "Дредноута" в военно-морской мысли первой тройки морских гигантов сформировалась концепция победы на океанских просторах. Завоевание господства на морях виделось как результат грандиозного сражения линейных сил-где в противоборстве десятков стальных монстров определится победитель на звание владыки морей. С небольшими отличиями эта идея укрепилась в штабах всех трех лидеров морской гонки вооружений-Британии,Германии и США.

Для эскадренного боя требовалось как можно большее количество сравнительно однородных по вооружению,бронированию и скорости кораблей . Цели,требующие большей скорости, решались быстроходным крылом-линейными крейсерами и "Куин Элизабетами".Поэтому линкоры перед Первой мировой войной планомерно наращивали огневую мощь и бронирование.

Один из претендентов на мировое господство в море-флот США воплотил идею в 12 т.н. стандартных линкоров- кораблей 5 типов ,имевших схожие параметры для действий в составе эскадры.Достаточной скоростью для них американские адмиралы считали 21 узел и в рамках 30 000 тонного примерно(с "Пенсильвании")водоизмещения основные усилия направили на совершенствование защиты и увеличения огневой мощи.

В остальных флотах тройки им примерно соответствовали британские "Ривенджи" и германские "Байерны".

У японцев сложился свой взгляд-они,с учетом опыта русско-японской войны,сделали упор на развитие именно быстроходных линкоров, переклассифицировав в них и линейные крейсера типа "Конго".

Остальные игроки -Франция,Италия,Россия,Австрия,Испания,страны Южной Америки,Греция и Турция-решали с помощью линкоров свои сугубо локальные задачи .

Оклахома
Оклахома

Стандартные линкоры объединены общими характеристиками (начиная с "Пенсильвании")-

  • нефтяные котлы
  • максимальная скорость 21 узел
  • дальность плавания 8 000 миль
  • радиус циркуляции при маневре 640 м(700 ярдов)
  • бронирование типа "все или ничего"
  • толщина броневого пояса 13,5"
  • две линейно-возвышенные башни главного калибра на носу и корме.

Два линкора несли 10-356 мм орудий, семь-по 12-356 мм пушек,а три последних- 8 406 мм .

Такой эскадрой очень удобно было управлять в линейном бою. Наращивать скорость американцы смысла не видели-никого догонять и ни от кого убегать они не собирались-их стальная лавина должна была просто давить и сметать все на своем пути.

В течении двух межвоенных десятилетий стандартные линкоры составляли основу военно-морской мощи США.Более старые корабли пошли на слом,а новейшие были разобраны на стапелях в соответствии с Вашингтонским морским соглашением 1922.

Лишь в конце 30-х,в связи с развитием авианосного флота, американцы перешли от стратегии утюга к стратегии клинка- построив серии быстроходных линкоров .

Стандартные линкоры были заказаны флотом в 1911-1916 и вступили в строй в 1916-1923,вобрав в себя как плоды предвоенной военно-морской мысли ,так и выводы из грандиозного Ютландского сражения.

  • Линейные корабли типа «Невада»-USS Nevada (BB-36) и USS Oklahoma (BB-37)
 Лет за пять после триумфального пришествия "Дредноута" в военно-морской мысли первой тройки морских гигантов сформировалась концепция победы на океанских просторах.-2

USS Oklahoma (BB-37)
USS Oklahoma (BB-37)

USS Oklahoma (BB-37)
USS Oklahoma (BB-37)
  • Линейные корабли типа «Пенсильвания»-USS Pennsylvania (BB-38) и USS Arizona (BB-39)
 Лет за пять после триумфального пришествия "Дредноута" в военно-морской мысли первой тройки морских гигантов сформировалась концепция победы на океанских просторах.-5
USS Pennsylvania (BB-38)
USS Pennsylvania (BB-38)
USS Arizona (BB-39)
USS Arizona (BB-39)

Линейные корабли типа «Нью-Мексико»-USS New Mexico (BB-40) ,USS Mississippi (BB-41) и USS Idaho (BB-42)

 Лет за пять после триумфального пришествия "Дредноута" в военно-морской мысли первой тройки морских гигантов сформировалась концепция победы на океанских просторах.-8

USS New Mexico (BB-40)
USS New Mexico (BB-40)
USS Mississippi (BB-41)
USS Mississippi (BB-41)
USS Idaho (BB-42)
USS Idaho (BB-42)

Линейные корабли типа «Теннесси»-USS Tennessee (BB-43) и USS California (BB-44)

 Лет за пять после триумфального пришествия "Дредноута" в военно-морской мысли первой тройки морских гигантов сформировалась концепция победы на океанских просторах.-12

USS Tennessee (BB-43)
USS Tennessee (BB-43)
USS California (BB-44)
USS California (BB-44)

Линейные корабли типа «Колорадо»-USS Colorado (BB-45),USS Maryland (BB-46),USS Washington (BB-47) (не закончен),USS West Virginia (BB-48)

 Лет за пять после триумфального пришествия "Дредноута" в военно-морской мысли первой тройки морских гигантов сформировалась концепция победы на океанских просторах.-15

USS Colorado (BB-45)
USS Colorado (BB-45)
USS Maryland (BB-46)
USS Maryland (BB-46)

USS West Virginia (BB-48)
USS West Virginia (BB-48)

Четыре стандартных линкора ( «Невада», «Оклахома», «Пенсильвания» и «Аризона» ) успели принять участие в Первой мировой войне."Невады" конвоировали грузы через Атлантику, а "Пенсильвании" стояли в английских портах- у Великобритании не хватало нефти на их заправку.

В течение 1920—1930-х годов стандартные линкоры подверглись модернизации. Ажурные мачты всех линкоров, кроме «Теннесси» и «Колорадо» были заменены треногой с постом управления стрельбой на топе. Были демонтированы торпедные аппараты и усилена зенитная артиллерия. Максимальный угол возвышения орудий главного калибра на более старых кораблях был доведён до 30° с целью увеличения дальности стрельбы. Большинство кораблей было оборудовано противоторпедными булями. На всех кораблях были установлены катапульты и подъёмные краны для базирования гидросамолётов-разведчиков и корректировщиков огня.

Смотр флота президентом Гувером у мыса Вирджиния. Десять линкоров — гордость флота Соединенных Штатов. Удалось опознать на снимке (спереди назад): «Флорида», «Юта», «Нью-Мехико», «Невада» и «Оклахома».
Смотр флота президентом Гувером у мыса Вирджиния. Десять линкоров — гордость флота Соединенных Штатов. Удалось опознать на снимке (спереди назад): «Флорида», «Юта», «Нью-Мехико», «Невада» и «Оклахома».

На 7 декабря 1941 8 стандартных линкоров находились в Перл-Харборе,3
( типа
«Нью-Мексико» )-приписаны к Атлантическому флоту и 1 ( «Колорадо» )- в штате Вашингтон на Тихоокеанском побережье,на модернизации.

В Перл-Харборе "Пенсильвания" находилась в доке,на ремонте,остальные располагались на линкорной стоянке у о. Форд.

 Лет за пять после триумфального пришествия "Дредноута" в военно-морской мысли первой тройки морских гигантов сформировалась концепция победы на океанских просторах.-20

Во время японской атаки «Аризона» была полностью разрушена взрывом бронебойной бомбы в носовом артиллерийском погребе. «Оклахома» получила множество попаданий торпедами и перевернулась. «Вест Вирджиния» и «Калифорния» были потоплены и встали на дно на ровном киле, «Невада» дала ход и выбросилась на берег. «Теннесси» и «Мэриленд», защищённые от торпед корпусами других линкоров, получили несколько повреждений авиабомбами.

Безвозвратно были потеряны только «Аризона» и «Оклахома». Остальные линкоры были отправлены на тихоокеанское побережье США на ремонт и реконструкцию, во время которой они были модернизированы до уровня новых быстроходных линкоров типа «Саут Дакота». При этом осадка «Теннесси», «Калифорнии» и «Вест Вирджинии» увеличилась настолько, что это затрудняло их проход через Панамский канал и использование в Тихом океане. «Мэриленд», «Колорадо» и «Пенсильвания» получили новые двухорудийные башни для 127-мм/38 орудий, на «Неваде» была существенно реконструирована надстройка.

Все десять оставшихся в строю стандартных линкоров прошли Вторую мировую войну, обеспечивая артиллерийскую поддержку десантов. Малая скорость затрудняла их участие во флотских операциях, в частности, делала невозможным действия в составе быстроходных авианосных соединений, которые стали основной ударной силой американского флота.

Шесть стандартных линкоров приняли участие в последнем в истории флота линейном сражении в проливе Суригао, где ни один из них не получил повреждений. В течение войны ни один стандартный линкор не был потоплен или повреждён, за исключением «Пенсильвании», которая в конце войны была повреждена авиационной торпедой.

«Пенсильвания» и «Невада» в 1946 году были использованы в качестве мишени при испытании атомного оружия в рамках операции «Кроссроудз». «Миссиссиппи» в 1946 году была превращено в опытовое судно для испытания новой артиллерии и ракет и прослужила в этом качестве до 1956 года. Большинство остальных стандартных линкоров были списаны в 1946—1947 годах и переведены в резерв. В 1959 году все они были проданы на слом.

USS Idaho (BB-42) появился на свет благодаря грекам.Средства на его постройку появились благодаря продаже Греции двух устаревших броненосцев- «Миссисипи» (ВВ-23) и «Айдахо» (ВВ-24) .

Японские суперлинкоры "Ямато" в частности предназначались для качественного стратегического превосходства над основной силой американского флота-армадой из 12 стандартных линкоров.460 мм пушки "Ямато" должны были одновременно сделать весь линейный флот США устаревшим.

Роль американских стандартных линкоров трудно переоценить. Именно они сдвинули "владычицу морей" с пьедестала ."Индустриальная" концепция ведения войны на море оправдала себя в полной мере."Бог всегда на стороне больших батальонов". Благодаря отдаленности от сухопутных театров военных действий и неограниченным промышленным ресурсам американцы довольно легко перехватили у Британии первенство. И ведущую роль в этом сыграли именно 12 стандартных линкоров.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам