Найти тему
Андрей Гладченко

От севера до севера на Maule (продолжение 3)

Летим в Калачево. Белогривые лошадки ( из топовой песенки про облака) радуют глаз, а душу совсем не радует никак не успокаивающийся западный ветер. На маршруте он только в помощь, но прогноз на посадку – близкий к максимальному для моего «Моля», причем боковой. Нам ли жить в печали, летим нормально, дышим ровно. Впереди три часа полета, есть время нагулять аппетит. Правда, надежды на горячий ужин весьма туманны. По прогнозу общепита, лучшее, что нас ждет, это доширак и тушенка из багажника.

Выхожу к третьему развороту, точка не работает, никому не мешаю. Четвертый, глиссада, снос гашу скольжением и вот мы уже на земле хозяйства «Калачево».

Хозяйство «Калачево». Заход на посадку.
Хозяйство «Калачево». Заход на посадку.

Встречают более чем радушно. Сразу подвезли топливо, помогли заправиться. Ребята провели обширную экскурсию по своей технике и вообще по всему хозяйству. По-другому не назовешь, так как получается, что всю территорию под площадку оформить, как и все у нас, трудно, поэтому выход конечно один – под сельхоз. назначение. А значит - барашки, курочки, кролики. Хлопотно, но вкусно ( мы не успели). А вообще, очень впечатлило трепетное отношение всех местных пилотов к своей технике, к выстраиваемой и развивающейся базе. Молодцы ребята. Настоящие энтузиасты своего дела. Как и везде, почти все пилоты «из бывших», возраст уже не для энтузиазма, но тем более молодцы и просто образец для подражания некоторым вечно недовольным, брюзжащим личностям. Дай бог всему коллективу здоровья, успехов, сил и конечно удачи! Поселили нас здесь же на аэродроме, в только что отстроенном гостевом домике, и наш самолет был виден, что называется, под окном. Вечером, после доширака и крепкого чая, выхожу покурить. Ветерок не стихает, и тут слышу странный рычащий – шипящий звук. Что думаю за галлюцинации? Выхожу за дом и наблюдаю картину – воздухоплаватели надувают воздушный шар на окраине аэродрома. Все бы ничего, но уже смеркается, ветер даже для самолета , мягко сказать неприятный и как-то я засомневался, что кто-то собирается доказать, что теплый воздух стремится вверх. Решил, что это какой-то эксперимент, или проверка состояния агрегата. А зря. Только я спрятался за угол дома от весеннего ветра, сладко затянулся винстоном, да так и остался с сигаретой во рту – мимо меня и дома, можно сказать, пронеслась гондола с шаром практически параллельно земле с легким набором высоты. Я спел гимн отчаянным русским парням и очередной раз убедился, что мы непобедимы ни при каких обстоятельствах! Серега наблюдал все это из окна, фотографировал процесс и конечно же был уверен, что так все и должно быть, так обычно эти шары и летают. И что самое интересное, пролетев все огромное поле, они каким-то непонятным мне образом приземлились, или как там у них – пришвартовались, и где-то там их ждала машина. Не пойму до сих пор, или машина гналась за ними, или это такой мастерский расчет и пилотаж. Короче – это было незабываемо. Братья Монгольфье просто бы очумели от того, что они изобрели. Какой-то всепогодный шар для ночных полетов. Гордый за наш народ, я, пожелав ребятам долголетия и спокойной ночи своему «маугли», отправился спать.

Тот самый шар
Тот самый шар
Спокойной ночи
Спокойной ночи

Свежий воздух и легкая усталость сделали свое дело, и следующее, что я увидел, - это солнце , заглянувшее в окно. Утром готовимся к вылету. На плане Барабинск. Вот оно это название, подобрался я к нему. Сейчас, по прошествии нескольких лет, я конечно же вспоминаю этот город с лёгкой иронией и даже с благодарностью за обретённый мною там опыт. Во истину плохое забывается, а хорошее помнишь больше. Но об этом позже. Аэродром не рабочий, заброшенный, но выбора у меня нет. До Новосибирска без малого 700 км, и топлива, если и хватает теоретически, то даже без навигационного запаса. Я с теми ребятами с воздушного шара лично не знаком и поэтому предпочел посадку на заброшенный аэродром и заправку с канистр, через такси, чем посадку непонятно где, с проверкой аэродинамического качества самолета. Местные пилоты подробно объясняют особенности Барабинской полосы, дают номер телефона начальника вертолетной площадки МВД, являющейся бывшим перроном данного некогда аэропорта. Звоню. Примерный разговор: «Сажусь к вам на дозаправку. Принимаю решение, другого варианта нет» . Ответ: «Как вы мне надоели. Летаете здесь. Я за полосу не отвечаю. Если что, я не разрешал». Ну понятно, КВС я и решение мое. Если бы я знал тогда, что «накаркал» мужик, как говорится.

На аэродроме «Калачёв» начались полеты – готовят курсантов на новеньких аэропрактах. Нравится мне этот самолетик! И тут замечаю знакомое лицо. Ну, очень знакомое. Вспоминаю, где встречались. Ну конечно, Серега Пейрак, вместе летали еще на МиГах в Прибалтике. Вот земля круглая. Очень жаль, что времени мало. Ему везти курсанта, а мне улетать по своему плану. Минут 15 воспоминаний, новости о настоящем, обмен номерами телефонов и на взлет. После взлета и доклада о выходе на курс, слышу пожелания удачи . Спасибо Сергей, надеюсь еще встретимся!

Летим на Барабинск. О Барабинск! Этот районный центр, как и многие другие города и поселения, обязан своим рождением строительству Транссибирской магистрали. И даже в нынешнее время создаётся впечатление, что всё в этом городке вертится вокруг железнодорожного вокзала. Не удивительно, ведь градообразующим фактором в городе были и являются подразделения ОАО «Российские железные дороги». Здесь есть свой Порт-Артур, это озеро, которое раньше было болотом Моховым. Каковы метаморфозы. А само поселение называлось Каинск (без комментариев).

По прогнозу ветер 9 метров, порывы до 12. Очень надеюсь, что все же не под 90. У меня колесико сзади и ох, как не любит оно боковиков, да еще и на бетоне. Прохожу над полосой. Все в порядке. Не первой свежести, но садиться можно. С неприязнью так, смотрю на колдуна, а он зараза стоит так, как у молодого волка на морозе. Весь надутый такой и строго слева под 90. А что делать, захожу, готовлюсь парировать увод всем, чем возможно. Глиссада в идеале, не считая того, что слежу за ней не через лобовое стекло, а почти через боковое. Выравниваю, касание. Все в порядке. Три точки на земле, пробег устойчивый. Серега аплодирует. Тянет влево на ветер. Нога вправо. Катится, притормаживаю. Скорость падает, увод влево усиливается, педаль уже полностью, торможу правым колесом, а оно не помогает. Понимаю, что как обычно не остановлюсь, обогащение двигателя на себя, отключаю питание и все еще пытаюсь удержать направление. Не получается. После разворота градусов на 45, вижу, что сейчас пойдет скольжение и попытка опрокидывания через правый борт. Делать нечего, нужно помочь ему развернуться на 180. Даю левую педаль до упора, тормоз. Опрокидывания и схода с полосы на рассыпанные по обочине кирпичи избежать удалось, но не выдерживает правая стойка, принявшая на себя основную нагрузку, и после разворота практически на 180 правый борт кренится и мы плавно ложимся законцовкой на край полосы. Полет окончен. И все это с мыслью о том, как бы Серега не уперся в педали, или чем-нибудь в меня. А Серега мне потом рассказал, что особо ничего не понял и видел только мои не свойственно круглые мне глаза. Короче «не было печали, купила баба порося».

«Маугли» после посадки
«Маугли» после посадки
-6

В голове выстраиваются дальнейшие планы. Выхожу из самолета, осматриваюсь. Понимаю, что сроки, стоимость и возможность быстрого ремонта оценить сможет только специалист, а значит нужно срочно искать такого. Тут замечаю, что начальник ентого аэродрома уже здесь и что-то, кому-то увлеченно и энергично рассказывает по телефону. Докладываю на РЦ об отмене дальнейшего плана. О поломке сразу не сообщаю, пострадавших нет. Решаю сначала оценить обстановку и возможность ремонта. Тут замечаю, что с правого крыла, через заливную горловину, бежит топливо. У нас ведь незапланированный крен. Наваливаемся коллективом,поднимаем за законцовку, тем самым устраняем течь, но ломаем пластик. Печаль от «купленного порося» усиливается. Пока держим за крыло, привозят брус и мы устанавливаем его вместо стойки. Крен ноль, колеса нет. Жалко «Маугли». Клянусь ему, что восстановлю его прежний вид, и он успокаивается и замирает, опираясь на чурку, в ожидании пока я выполню свое обещание. На полосе почти шторм. Ветер порывистый. Как выяснилось в дальнейшем на метео, порывы были до 16 под 90. А ограничения моего самолета - 6,5м под 90 градусов. Весна, все непредсказуемо. И само расположение аэродрома (барабинские лесостепи) не способствует спокойной безветренней погоде. Все время, что я там был, были ветра и в основном порывистые.

И тут начинается самое то, что омрачило мою жизнь окончательно. На полосе появляются одна за другой машины, «Волги», «Газели», «Уазики». Народу в форме и без, как на вокзале при встрече вернувшихся с фронта и все с портфелями, папками, ручками и карандашами. Звонок нач. площадки подействовал оперативно. Было впечатление, что как минимум «Боинг» развалился на части в столь тихом провинциальном городке. Долго все это описывать. Если совсем коротко, то дело приняло серьезный оборот. Куча показаний, ответов на опросы дельные и просто для любопытства. Вечером приехала комиссия из госавианадзора г. Новосибирска. Тут с одной стороны стало как-то более спокойно, все же люди авиационные и разговор пошел на одном языке. Осмотрели место посадки, выполнили осмотр повреждений. А решение комиссии по данному инциденту мне и так было ясно - тупой пилот, не грамотно оценивший метеоусловия перед вылетом.

Но в ожидании именно этого решения комиссии мне пришлось жить в стольном граде Барабинск почти месяц. Самолет мне сделали за три дня. На следующий день после поломки, мне уже позвонил тот самый однополчанин из Калачево, узнав о случившемся, и дал мне номер телефона мастера, занимающегося ремонтом авиатехники в г. Татаринск (160км от Барабинска). Нет слов, чтобы выразить благодарность всем, кто помогал в этой не простой ситуации.

В этот же день примчался мастер. Хочу познакомить всех, кому может понадобиться помощь, или просто услуги. Мастер замечательный, опытный, адекватный и в придачу сам летает на своих самолетах. Зовут его СлаваТюкалевский. Сделал он мою ласточку за три дня. Стоимость ремонта была более чем адекватная. До сих пор нахожусь со Славой на связи и думаю, что не потеряю ее.

Три дня и как новый,
Три дня и как новый,
Отремонтированная стойка
Отремонтированная стойка

Продолжение следует.