В СССР для фильмов из Индии было одно определение - "индийское кино". Наивные сюжеты, песни-пляски, "прошло двадцать лет" и тому подобное. "Месть и закон" - мощное исключение из правил. Кто рос в 70-80-е - не можете не помнить эту легенду. На самом деле сегодня "Месть и закон" (в оригинале Sholay - "Искры") - очень сильный фильм, крутейший карри вестерн по-индийски (по аналогии с итальянским "спагетти-вестерном").
Начнем с того, что фильм Рамеша Сиппи очень крепко снят. От классического нападения бандитов на поезд в стиле лучших голливудских вестернов до финальной схватки "Месть и закон" - это совсем не то "индийское кино", к которому мы привыкли. Даже неизбежные песни-пляски органично вплетены в сюжет. А action снят на уровне тогдашнего Голливуда.
И - удивительно! - индийский вестерн 1975-го года - абсолютный пост-модернистский шедевр, антология вестерна в индийском антураже. Две супер-звезды Болливуда, Дармендра и Амитабх Баччан, - это Бутч Кэссиди и Сэнданс Кид! Защита деревни от беспредела бандитов - "Великолепная семерка". Убийство семьи полицейского - римейк легендарной сцены из шедевра Серджио Леоне "Однажды на Диком Западе".
Титры в стиле Голливуда (этот прием повторит Тарантино в "Джанго"), крупные планы в духе Серджио Леоне, отсутсвие традиционного happy end, крепкий action и убедительная атмосфера вестерна - "Месть и закон" является выдающимся стилистическом шедевром индийского кино.
Кстати, два момента о шедевре. Первый. Советские прокатчики очень мудро вырезали долгую и глупую сцену пребывания двух друзей в тюрьме. Второй. У фильма есть два окончания. В первом, главного злодея все-таки передают в руки закона (отсюда и советское название фильма). Во втором (и мне этот вариант нравится больше), его брутально убивает герой Дармендры.
Рекомендовать болливудский фильм 44-летней давности - дело неблагодарное. Но если вы любите вестерны - это отличный выбор. Голливуд и Чинечитта встречают Болливуд - динамит!