Найти тему

Акустическое пространство фильма

Считается сегодня, что музыка в кино является авторским элементом, который "снабжает" образ тем, чего в нем нет, т.е авторское отношение привносится в повествование и искажает "правду" характеров, событий, пространств. Исключая, разумеется интершумы и другой "оправданный" саунд. Даже в жанре музыкального клипа, условность которого сильно отличается от репортажа, и который, как правило, никакой художественной правды , кроме рекламы исполнителя не ищет, интершумы придают объем визуальному образу, каким бы глянцевым он не был. Например, в Мастерской Арт-Станок, использование интершумов в уже готовом треке согласовывается с исполнителями и продюсерами до начала продакшена. В клипе замечательной джазовой исполнительницы Анны Бутурлиной интершумы - "пауза помещения" и натуралистичные звуки кафе "пришли" из сценария и органично были добавлены в фонограмму.

Понятно, в музыкальном клипе, но кино не клип. Прогрессивный кинематограф, для которого художественные ценности несравненно важнее коммерческих выгод, и который, в силу такого приоритета, может позволить себе выпустить на экран неудобоваримое для ленивого ума повествование, теряя в результате 99% потребителей кинозрелища - прогрессивный кинематограф предпочитает обходиться без музыки за кадром.

Мне лично такой подход долгое время казался правильным. Но сегодня думаю иначе - музыка не является привнесенным в образ искажением или дополнением.

Музыка ЧИТАЕТ  в образе тот план, который тому имманентно присущ. Или ОПРОВЕРГАЕТ- имманентно существующее. Акустика слабее видимого, она ничего не может в видимое привнести, исказить или добавить. Акустическое пространство фильма - это пространство ЧТЕНИЯ визуального.

Легко убедиться в справедливости вышеприведенных суждений - достаточно часов 8-10 рассматривать фотографию любимого человека, слушая и чередуя  музыкальные треки.

При таком пристальном рассматривании то, что открывается фотокамере в "мгновение ока" щелчка затвора или фотовспышки, становится ясным для разума, когда музыка дарит возможность увидеть лицо как множество книг.  

Анна Бутурлина
Анна Бутурлина

Даниил Деведжиев, режиссер, директор и преподаватель Мастерской Арт-Станок

Фото: Мария Полупанова