Фото Митя Гусев.
У каждого фотографа, даже безрукого новичка, вроде автора блога, золотой осенью случается что-то вроде лихорадки. Натура невероятно богатая! Но хочется не просто снять открытку, но и передать все тонкие моменты этого великого природного увядания.
В рамках проекта мы могли выбрать любую точку на карте России, где есть железнодорожное сообщение, и, почти единогласно, указали на Южное Приморье. Почему - смотрите сами...
По пути к месту мы прошли весь Транссиб (о чем обязательно расскажем в будущих материалах) провели девять суток в поезде и раз тридцать знакомились с новыми поездными бригадами. А утром, на десятый день, проснулись словно в иных землях. Бесконечную тайгу, с сопками, сменила плодородная холмистая равнина. Горы по её краям казались отчетливо синими.
Это очень далекая железнодорожная ветка. От Москвы её отделяет 9500 километров. И виды там, честно сказать, абсолютно незнакомые обитателю средней России. Всё здесь другое. Рельеф, деревья, животные. И даже названия рыб в реках, в большинстве, будут лишь понаслышке знакомы жителю европейской части. Это юг великого хребта Сихотэ-Алинь - одно из самых удивительных мест на планете!
Широколиственные леса Сихотэ-Алиня полны зверя и птицы. Заливы, омывающие отроги хребта, по праву считаются одними из самых биологически богатых во всем Мировом океане. Благодаря природному изобилию, местные народы, орочи, нанайцы и тазы, с самых древних пор вели оседлый образ жизни, но при этом почти не занимались сельским хозяйством.
Вплоть до середины 19 века это был один из забытых и неосвоенных уголков земного шара. Крупные мировые игроки занимались дележом территорий, расположенных в более южных широтах. И даже сопредельный Китай не проявлял особого интереса к горам, где по меркам теплолюбивых жителей Поднебесной зима была очень длинной и холодной, а местные редкие племена - излишне несговорчивыми и воинственными.
Мы выгружаемся на безвестном полустанке, где железная дорога, огибая южные предгорья Сихотэ-Алиня, резко уходит в сторону моря. Равнину здесь плавно меняют холмы, а потом и полноценные крепкие хребты, заросшие дикой смесью уссурийской тайги и широколиственных лесов дальневосточных субтропиков.
Следующие 80 километров по шоссе и тридцать, по разбитой дороге внутри Лазовского, нам предстояло провести в УАЗ-452, больше известном, как "буханка". Мы уже привыкли и к его сварливому характеру, и изрядно набили зад на жестких сидениях, или даже лавках. Так что полтора часа по шоссе прошли моментально. Вокруг простиралась распаханная земля, с полями и бахчами.
Но стоило нам пересечь границы охраняемой зоны и выйти на заповедный просёлок, милая сельская идиллия уступила место настоящей природной мощи. Перебежавшая через дорогу маленькая цесарка стала предвестником целого ряда неожиданных видов и встреч.
Несколько километров пыльной дороги отделяет обжитой мирок Южного Приморья от дикой, закрытой для посетителей и особо охраняемой части, где бродит самая крупная в мире кошка.
Пока нам в обилие встречались лишь мелкие группы уссурийских оленей. Для качественной съемки они оказались слишком резвыми, но первый же увиденный хищник позировал почти профессионально. Крупная дальневосточная куница - харза, застыла в ветвях, словно оценивая риск от новых пришельцев, а потом спокойно удалилась по своим куньим делам.
На сегодняшний день Сихотэ-Алинь и прилегающие морские и сухопутные территории это крупнейший природный резерват на территории Российской Федерации. Здесь расположены национальный парк «Анюйский», Ботчинский природный заповедник, Лазовский заповедник имени Капланова, Сихотэ-Алинский биосферный заповедник. Южные виды животных - тигр, амурский леопард и гималайский медведь, здесь соседствуют с северными — куницей, бурым медведем и рысью.
Наша буханочка разошлась и уверенно тащила семь человек и груз, лихо проскакивая через ухабы и даже небольшие речки. Со склонов Заповедного хребта в долину сбегают множество прозрачных потоков и ручьев. Вода тут такой чистоты, что её можно пить без всякого опасения, просто зачерпывая горстями. Она сладкая на вкус, как березовый сок.
Сахаристость местным источникам придают широколиственные породы деревьев. Склоны сопок обильно поросли монгольским дубом, кленом и маньчжурской аралией. И только на самых высоких точках хребта появляются отдельные выступы голого камня: останцы и гольцы самой причудливой формы.
Леса Сихотэ-Алиня, в эту пору - под стать пёстрой тигриной масти. Но помимо жёлтого, черного и оранжевого, здесь намешано ещё множество оттенков. Машина резко замедлила ход, хотя качество дороги не поменялось. Мы несколько раз .спешивались и уходили подальше в чащу - просто зафиксировать это буйство красок.
Водители заповедника с улыбкой говорили, что зверь где-то рядом, показывали метки на деревьях. Но остановились мы лишь тогда, когда услышали в не таком уж сильном отдалении короткий рык, от которого внутри сразу всё оледенело. Не знаем, предупреждал ли зверь нас, или занимался обычными разбойными делами, но охота шутить и шляться без разбора сразу сошла на нет.
С этого момента нас все время словно сопровождала тень амурского тигра. Временами казалось, будто полосатая шкура хищника мелькает среди деревьев. На деле, едва ли мы могли снять зверя в дикой природе, это большая отдельная работа. Но все время не покидало ощущение, что он находится где-то неподалеку. Не исключено, что так оно и было.
Из кошачьих мы лишь спугнули дикого кота-манула с охотничьей лёжки. По его яростному взгляду было видно, что сделайся он чуть покрупнее, то мы могли стать его сытным обедом, и лишь из уважения к габаритам приходится уступать тропу.
Самцы тигров охотятся на огромных, более ста квадратных километров, территориях. Может быть поэтому российская часть Приморья, заселенная не так густо, как сопредельные пространства Китая и Северной Кореи, стала для него излюбленным охотничьим угодьем. Девять из десяти полосатых хищников живут именно на нашей земле.
Это одна из последних в мире целостных территорий, где деятельность человека почти не изменила привычный баланс, и природа излучает величественный и вселенский покой. Его физически хотелось вкушать. Вдыхать полной грудью.
П.С. Наш Уазик прошел, в общей сложности, 190 км из которых более шестидесяти по пересеченке и ещё пятнадцать, по каменистому направлению. Дважды мы удачно выбирались из вязких мест и довольно спокойно ездили по росистому лугу. Машинка не подвела. А тигра в дикой природе мы все-таки сняли. Молодого трехсоткилограммового самца! Но это отдельная история.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, если вам понравилось. Автору будет приятно и мы сможем создать много новых материалов. Спасибо огромное! Фото Митя Гусев