Итак, хотелось бы составить некоторые путевые заметки о нашем приключении, ввиду отсутствия некоторых важных сведений во всемирной паутине. Отсутствие оных привело к некоторым неудобствам, которые все же были преодолены, хоть и с небольшими издержками.
Путешествие состоялось в конце августа 2019 года. Начало водного маршрута выпало на деревню Скарлахта, которая находится в Плесецком районе Архангельской области на берегу Ундозера. Дорога до места стапеля грунтовая, поэтому имеет смысл использовать транспорт с повышенной проходимостью, обычный легковой автомобиль рискует застрять и побиться, особенно в дождливую погоду. Можно проехать по дороге от Североонежска, которая петляет вдоль ныне неиспользуемой железной дороги.
Деревня населена, однако мобильной связи там нет, есть телефонный автомат по местным карточкам. Жители весьма приветливы и благожелательно настроены к путешественникам, если те, в свою очередь, ведут себя вежливо и не мусорят. Есть причал с лодками, на котором можно собрать байдарки и загрузить их всем необходимым. Следующий населенный пункт достигается в пределах одной недели неспешного хода, так что лучше взять все необходимое сразу.
Пересечь озеро можно за несколько часов и продолжить путь уже по реке Ундоша. Важно заметить, что если ветер усиливается, на озере поднимаются довольно высокие волны и отсутствие закрытой деки байдарки легко может привести к ее затоплению.
Кроме того, погода в регионе весьма капризна, яркое солнце может смениться дождём буквально за полчаса, к этому следует быть готовым.
Исток реки Ундоши находится в юго-западной части озера. Найти его не так просто, протока скрыта зарослями камыша, но в них имеется узкий проход, проделанный моторизованными лодками. По протоке, через несколько сот метров, мы попадаем в следующее, небольшое, но вытянутое озеро. Чтобы продолжить путь по реке, следует придерживаться левого берега. В конце озера есть место для организации лагеря. Кроме того, в лесу стоит охотничий домик с печкой и удобствами.
Сразу за стоянкой началось то, к чему не все были готовы. Указанные в некоторых прошлых (ссылка) отчетах каменистые перекаты зачастую представляют собой фактически непроходимое для каркасно-надувных байдарок препятствие. Груженые лодки с двумя гребцами плотно садятся на камни и имеют все шансы пропороть дно. Возможно, в период половодья ситуация не столь печальна, но в конце лета проходить данный участок следует подготовленным. Можно делать проводку на самых сложных участках, можно высаживать одного гребца, в таком случае шанс не удариться о камни увеличивается. Всего подобных перекатов порядка 5-10 штук, после них река успокаивается на несколько ходовых часов. Далее мы проплываем мост, по которому возят лес, и следуем через два небольших озера, вплотную подходя к первому порогу, с названием Падун. В озерах следует придерживаться правой стороны.
Порог весьма живописен и громок. Проходить его следует только опытным и уверенным в себе гребцам. Остальным доступен обнос через холмистый лес, который займет около часа. Слева вокруг холма имеется заболоченная протока, выводящая обратно в реку, минуя опасный участок, однако протока основательно заросла и завалена деревьями, так что воспользоваться ей не представляется целесообразным. Далее река на несколько километров успокаивается, пока не приводит к следующему порогу, именуемый Чертов. Проходить его нам также показалось опасным, поэтому мы сделали аккуратную проводку вдоль берега. И снова спокойный участок реки и следующий порог Ольховик, представляющий собой череду каменистых перекатов, подобно тем, что были в самом начале реки. Проходить его следует по обстановке и сообразно возможностям.
Пейзаж заслуживает отдельного упоминания; берега постепенно становятся высокими, появляются сосновые чащи, однако иногда попадаются безлесные участки, представляющие собой довольно мрачное зрелище из-за редко торчащих стволов погибших деревьев. Есть удобные места для стоянок на высоких берегах, заметить их можно, разглядев протоптанные тропы наверх от реки.
Пройдя небольшой спокойный участок, мы приближаемся к последнему порогу под названием Белый. Данный порог показался нам несложным, поэтому мы его прошли, всего лишь пару раз ударившись о камни.
Преодолев последний порог, можно расслабиться, так как далее река несет свои воды спокойно и позволяет насладиться картинами красивейшей природы, а всепоглощающая тишина вызывает довольно непривычные ощущения.
Появляются песчаные пляжи. Достойно упоминания просто огромное количество грибов и ягод, иногда почва в лесу представляет собой сплошной "брусничный ковер". Кроме того, на реке отменная рыбалка - щука, окунь, ерш и другие рыбы охотно реагируют на блесну. Несмотря на удаленность и малонаселенность территории, животный мир не особенно охотно позволяет себя наблюдать. За исключением хищных птиц, нами были замечены лишь следы медведя на песчаных пляжах и обгрызенные бобрами деревья.
Через несколько километров довольно спокойного пути река впадает в Почозеро. Чтобы доплыть до населенного пункта Поча, следует пересечь озеро в самом узком месте (фактически продолжив движение по прямой при выходе из Ундоши). Пройдя еще около 7 км, мы прибываем в довольно-таки большое село. Есть магазин и почта. Автобусы до Плесецка, где есть железнодорожный вокзал, ходят два раза в неделю, по вторникам и субботам. Гипотетически можно договориться с кем-нибудь из местных жителей, чтобы вас довезли до вокзала за приемлемое вознаграждение.
В итоге весь наш водный путь составил порядка ста километров. Рекомендую данный маршрут всем любителям байдарочных путешествий, однако с поправкой на описанные выше особенности его прохождения.