Найти тему
Древний Мир | История

Как римские императоры стали богами

Власть римских должностных лиц с древнейших времён носила оттенок сакральности. Считалось, что сами боги, в особенности «отец богов» Юпитер и «благая советчица» Юнона, подсказывают государственные решения. Легендарный Нума Помпилий, второй царь Рима, основал коллегию понтификов, то есть верховных жрецов, представлявших римскую державу перед богами. Им было запрещено покидать Рим. Только в 131 году до н.э. консул Лициний Красс осмелился нарушить этот религиозный запрет, отправившись с войсками на войну в Азию. Авторитет понтификов постепенно снижался, пока их не сменил культ Императора.

«Процессия жрецов». Деталь алтаря Мира в Риме, I в. до н.э.
«Процессия жрецов». Деталь алтаря Мира в Риме, I в. до н.э.

При Октавиане Августе пост великого понтифика, то есть главы коллегии жрецов, стал пожизненным императорским. Август был не первым, ведь ещё Юлий Цезарь был одновременно императором и великим понтификом, но именно Август закрепил это положение законодательно. Юлий Цезарь не называл себя богом, он всего лишь вывел династию Юлиев от богини Венеры. Культ Венеры-прародительницы при Юлии Цезаре получил государственную поддержку. А вот его преемник Октавиан официально создал государственный культ гения Августов, то есть своего личного божественного покровителя. В официальных клятвах и присягах имя этого божества упоминалось следом за Юпитером, а в кварталах Рима были устроены святилища гения. Была образована специальная коллегия августалов, следивших за отправлением культа. В римских провинциях появились и святилища лично самого Августа.

Октавиан Август. I в. н.э.
Октавиан Август. I в. н.э.

Императорский культ при Октавиане внедрялся последовательно, начиная с вроде бы незначимых деталей. Например, в титуле вместо «domus divina» (божественный дом) стали писать «domus divi» (дом божественного), что означало принадлежность конкретно к семейству Юлиев. А потом и прямо: «divi filius», сын божественного, то есть Юлия Цезаря. Август не называл себя богом, но он причислил к богам своего приёмного отца и весь род Юлиев. А чтобы не выпячивать свой личный культ, он восстановил жреческую должность фламина Юпитера, которая была вакантной после самоубийства Луция Корнелия Мерулы в 87 году до н. э. Во 2 году до н. э. император освятил храм Марса на форуме, где отныне должен был собираться сенат при обсуждении вопросов войны и мира.

Сестерций Нерона с изображением закрытых ворот храма Януса. I в. н.э.
Сестерций Нерона с изображением закрытых ворот храма Януса. I в. н.э.

Возобновились игры на празднике луперкалий, а также в честь ларов — покровителей перекрёстков. Октавиан приказал отремонтировать все святилища ларов на перекрёстках улиц и дорог, при этом в них добавляли изображения самого императора. Широко пропагандировались лозунги окончания войн и установления мира, в 13 году до н. э. в Риме был заложен алтарь мира. В «Деяниях божественного Августа» император подчёркивал, что в его правление трижды закрывались ворота храма Януса, что символизировало прекращение всех войн. Наконец, устанавливалось почитание обожествлённой абстракции «Pax Augusta» (мир Августа), сопровождавшееся ежегодными жертвоприношениями.

Статуя Октавина в виде Юпитера. I в. н.э.
Статуя Октавина в виде Юпитера. I в. н.э.

На этот культ работали скульпторы, на которых посыпались соответствующие госзаказы. Одна статуя изображала Августа босым, как греческие боги, другая представляла его сидящим в позе, подражающей знаменитой статуе Зевса работы Фидия, и т.п. После смерти Августа, его преемники продолжили практику самообожествления. Культ императоров оформлялся постепенно. К сонму богов посмертно причисляли всех императоров, начиная с Юлия Цезаря. Конечно, кроме случаев насильственной смены власти, как это было с Нероном или Калигулой.

Гемма с изображением божественных почестей Октавиану. I в. н.э.
Гемма с изображением божественных почестей Октавиану. I в. н.э.

Одним из способов распространения этого культа было объединение празднеств в честь местных богов и римских правителей. Или посвящение храмов совместно какому-то богу и императору, например Меркурию и Цезарю. В полисах Греции культ императора объединялся с культом бога-покровителя: в Эфесе император почитался вместе с Афродитой, в Милете — с Аполлоном. В Египте статуи императоров помещались в храмах египетских богов. Изображения императоров носили по улицам во время религиозных праздников. Портреты императоров в лучистой короне чеканили на монетах как воплощение Солнца.

Понтифик проводит обряд посвящения новобранцев в легионеры. Современные реконструкторы, фото с фестиваля «Времена и эпохи».
Понтифик проводит обряд посвящения новобранцев в легионеры. Современные реконструкторы, фото с фестиваля «Времена и эпохи».

Со временем императорский культ трансформировался из персонального обожествления в культ носителя власти как такового, храмы Августов стали появляться повсеместно. С распространением христианства на территории римской империи это явление усилилось: сакральной, полученной от бога, стала считаться сама императорская власть. Императорский титул понтифика пережил Римскую Империю, в последующие века так стали величать Римского Папу.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев