Власть римских должностных лиц с древнейших времён носила оттенок сакральности. Считалось, что сами боги, в особенности «отец богов» Юпитер и «благая советчица» Юнона, подсказывают государственные решения. Легендарный Нума Помпилий, второй царь Рима, основал коллегию понтификов, то есть верховных жрецов, представлявших римскую державу перед богами. Им было запрещено покидать Рим. Только в 131 году до н.э. консул Лициний Красс осмелился нарушить этот религиозный запрет, отправившись с войсками на войну в Азию. Авторитет понтификов постепенно снижался, пока их не сменил культ Императора.
При Октавиане Августе пост великого понтифика, то есть главы коллегии жрецов, стал пожизненным императорским. Август был не первым, ведь ещё Юлий Цезарь был одновременно императором и великим понтификом, но именно Август закрепил это положение законодательно. Юлий Цезарь не называл себя богом, он всего лишь вывел династию Юлиев от богини Венеры. Культ Венеры-прародительницы при Юлии Цезаре получил государственную поддержку. А вот его преемник Октавиан официально создал государственный культ гения Августов, то есть своего личного божественного покровителя. В официальных клятвах и присягах имя этого божества упоминалось следом за Юпитером, а в кварталах Рима были устроены святилища гения. Была образована специальная коллегия августалов, следивших за отправлением культа. В римских провинциях появились и святилища лично самого Августа.
Императорский культ при Октавиане внедрялся последовательно, начиная с вроде бы незначимых деталей. Например, в титуле вместо «domus divina» (божественный дом) стали писать «domus divi» (дом божественного), что означало принадлежность конкретно к семейству Юлиев. А потом и прямо: «divi filius», сын божественного, то есть Юлия Цезаря. Август не называл себя богом, но он причислил к богам своего приёмного отца и весь род Юлиев. А чтобы не выпячивать свой личный культ, он восстановил жреческую должность фламина Юпитера, которая была вакантной после самоубийства Луция Корнелия Мерулы в 87 году до н. э. Во 2 году до н. э. император освятил храм Марса на форуме, где отныне должен был собираться сенат при обсуждении вопросов войны и мира.
Возобновились игры на празднике луперкалий, а также в честь ларов — покровителей перекрёстков. Октавиан приказал отремонтировать все святилища ларов на перекрёстках улиц и дорог, при этом в них добавляли изображения самого императора. Широко пропагандировались лозунги окончания войн и установления мира, в 13 году до н. э. в Риме был заложен алтарь мира. В «Деяниях божественного Августа» император подчёркивал, что в его правление трижды закрывались ворота храма Януса, что символизировало прекращение всех войн. Наконец, устанавливалось почитание обожествлённой абстракции «Pax Augusta» (мир Августа), сопровождавшееся ежегодными жертвоприношениями.
На этот культ работали скульпторы, на которых посыпались соответствующие госзаказы. Одна статуя изображала Августа босым, как греческие боги, другая представляла его сидящим в позе, подражающей знаменитой статуе Зевса работы Фидия, и т.п. После смерти Августа, его преемники продолжили практику самообожествления. Культ императоров оформлялся постепенно. К сонму богов посмертно причисляли всех императоров, начиная с Юлия Цезаря. Конечно, кроме случаев насильственной смены власти, как это было с Нероном или Калигулой.
Одним из способов распространения этого культа было объединение празднеств в честь местных богов и римских правителей. Или посвящение храмов совместно какому-то богу и императору, например Меркурию и Цезарю. В полисах Греции культ императора объединялся с культом бога-покровителя: в Эфесе император почитался вместе с Афродитой, в Милете — с Аполлоном. В Египте статуи императоров помещались в храмах египетских богов. Изображения императоров носили по улицам во время религиозных праздников. Портреты императоров в лучистой короне чеканили на монетах как воплощение Солнца.
Со временем императорский культ трансформировался из персонального обожествления в культ носителя власти как такового, храмы Августов стали появляться повсеместно. С распространением христианства на территории римской империи это явление усилилось: сакральной, полученной от бога, стала считаться сама императорская власть. Императорский титул понтифика пережил Римскую Империю, в последующие века так стали величать Римского Папу.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев